Любопытные цифры, свидетельствующие о потаенных чаяниях русского народа, привел в своем блоге журналист Павел Пряников:
«Снова читаю об архетипах россиян, которые всплыли и начинают побеждать в сознании после насильной трёхвекой общины и коллективности. Как только власть отвязалась от народа, то снова в обществе стали превалировать ценности атомизации Лесного хутора с подсечно-огневым земледелием и в целом экстенсивным хозяйством и без участия начальника (будь то колонизатор викинг, помещик или советский функционер).
Например, уровень доверия россиян тем, кого они знают лично, вроде бы высокий – 78%. Но эта цифра для Новой Зеландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Австралии, Швейцарии – 95-99%. Более того, в России доверяющих даже знакомым с годами только уменьшается: в 2006 и 2011 было 84 % и 81%.
Незнакомым же и вовсе доверяют только 24%. Для сравнения: в Норвегии - 74%, Голландии - 67%, Швеции - 61%.
По сравнению с последними годами СССР растёт и желание обмануть государство. Так, в 1990 году использование служебного положения для получения взятки порицали 85% россиян, в 2017-м – уже 58%. Незаконное получение государственных пособий: 1990 году не одобрялось 65% населения, в 2017 - 36%. Неуплата налогов: в 1990 году не одобрялось 53%, в 2017 - 36%. Безбилетный проезд в общественном транспорте: в 1990 году не одобрялось 52%, в 2017 - 24%.
При этом Пряников видит в таком положении дел и позитивные моменты:
«Но такой потенциал атомизированного крестьянина можно использовать и во благо – если дать ему местное самоуправление, с помощью которого он усиленно возьмётся организовывать свой ареал обитания, особенно на уровне двора и микрорайона. В принципе видим это уже сейчас, когда люди везде ставят шлагбаумы и ворота в свои дворы, выгоняют застройщиков из-под окон, отторгают Другого (Чужого), который навязывает свои правила.
Вообще исходя из такой социологии та же борьба с коррупцией – проигрышный вариант для оппозиции (половина общества не порицает коррупцию, и эта цифра растёт). По идее, зайти должны два главных требования: отдайте деньги с нашей земли (рента от добычи сырья) и не лезьте в нашу жизнь и в наш небольшой ареал обитания. Отсюда, видимо, так хорошо зашёл Шиес, когда местные восприняла Царь-свалку как покушение Чужого на их ареал.
Т.е., упрощая, это борьба за деньги от верхнего 1% («коррумпируйте друг друга как хотите, только делитесь») и против Москвы и вообще централизованного управления. Ну и личные свободы – частушек (свободы слова), свободы тела, свободы личных небольших доходов (от «гаражной экономики») и т.п. Чтобы никто «с грязными ногами» не мог залезть в капсулу атомизированной жизни...»