Posted 1 июля 2020, 20:16

Published 1 июля 2020, 20:16

Modified 7 марта, 14:55

Updated 7 марта, 14:55

Опера во время чумы: в Мадриде поставили «Травиату» в масках и на дистанции

1 июля 2020, 20:16
Мадридская королевская опера возобновила сезон постановкой оперы Верди «Травиата» - оркестранты играли в масках, певцы держались далеко друг от друга, а антракт длился 40 минут.

Сеголня в Мадридском театре состоится представление, которое ясно продемонстрирует, какой будет опера во время пандемии.

Ирина Зиганшина

Испанская Королевская опера, которая сегодня вечером вновь откроет свои двери для публики, ­– один из первых в мире оперных театров, возвращающихся к жизни после месяцев изоляции. Дают«Травиату» Верди– с солистами, хором и оркестром, но и со всеми мерами предосторожности, которые диктует коронавирус.

Как говорит художественный руководитель театра Жоан Матабош: «Кое-кто предпочитает сидеть сложа руки и ждать, пока мы вернемся к нормальной жизни. Но есть театры, которые пытаются подчинить себе ту новую норму, в которой мы все оказались».

Испания оказалась в блокаде в середине марта, вспышка протекала тяжело, а показатели смертности на душу населения были одними из самых высоких в Европе. Но как только ситуация стабилизировалась, Королевская опера стала готовиться к открытию: руководство посчитало, что можно немного сдвинуть планировавшиеся на май показы «Травиаты» и, соблюдая осторожность, хотя бы отчасти спасти сезон и дать возможность заработать артистам, многие из которых вот уже пять месяцев ничего не получают.

В результате на свет появилась постановка, которая даже не пытается отстраниться от пандемии. Каждое движение на сцене рассчитано так, чтобы солисты не приближались друг к другу ближе чем на два метра. 56 оркестрантов сидят в полутора метрах друг от друга и, насколько это возможно, в масках. Перед дирижером, а также перед секцией деревянных духовых инструментов установлены пластиковые панели. Артистов попросили приехать в театр раньше обычного, чтобы избежать очереди на входе и успеть измерить температуру.

Более 340 000 евро было потрачено на необходимые изменения в театре. В зал допустят только 869 человек­– половину от того, что он вмещает, перед входом каждому измерят температуру и попросят все время представления не снимать маски. В туалетах появились переделки, позволяющие посетителям как можно меньше прикасаться к поверхностям, а антракты продлены до 40 минут, что позволит избежать толп и очередей.

Изменениям подверглась и сама постановка: перед режиссером Лео Кастальди была поставлена задача по-новому решить сцены с бальными танцами, светскими сборищами и страстными объятьями. И, как полагает Кастальди, «Травиата», в которой важное значение имеет тот факт, что героиня болеет туберкулезом, подошла для этого идеально: «Невозможно смотреть эту оперу и не думать о том, что все мы переживаем сейчас».

Сцена расчерчена сеткой красных линий, разделяющих пространство на 2-метровые квадраты, – своеобразная метафора клаустрофобного психологического заточения. Артистам поначалу приходилось напрягать слух, чтобы расслышать друг друга через разделявшее их расстояние, однако через 10 дней репетиций они приспособились. Как говорит Кастальди, «эта «Травиата» принадлежит только нашему времени. И то, что она именно такая, позволило нам обнаружить одну вещь: да, сегодня все мы вынуждены дистанцироваться друг от друга, но музыка способна эту дистанцию преодолеть».

Подпишитесь