Posted 30 июня 2020, 14:19
Published 30 июня 2020, 14:19
Modified 7 марта, 14:56
Updated 7 марта, 14:56
The Guardian пишет о борьбе, которая развернулась вокруг одной из главных стамбульских, да и мировых святынь.
Ирина Зиганшина
Почти тысячу лет мусульманские завоеватели пытались воплотить в жизнь предсказание пророка Мухаммеда о том, что священный город Константинополь однажды станет исламским. В 1453 году османскому султану Мехмеду II наконец удалось сокрушить стены города, и он сразу же направился к самому большому собору христианского мира, Святой Софии. Зайдя в него, он, по легенде, упал на колени и стал молиться.
Собор Святой Софии стал Императорской мечетью, и это решение Мехмеда II было во многом символическим. Так же как и подписанный в 1935 году основателем Турецкой республики Кемалем Ататюрком декрет о превращении сакрального места в музей. В последние десятилетия Айя-София снова стала полем идеологических битв.
Турецкие националисты и исламисты давно вынашивают идею о возвращении главному архитектурному сокровищу Стамбула статуса мечети. Греческие и турецкие либералы не менее решительно выступают против этого шага, заявляя, что это знак неуважения по отношению к живущим в стране христианам и подрыв светского характера республики. Президент Турции Эрдоган, и прежде симпатизировавший идее превращения Айя-Софии в мечеть, однако не участвовавший в публичных дебатах, в прошлом году наконец выразил полную поддержку этому шагу, пытаясь отвлечь внимание от своих политических провалов и заручиться поддержкой консервативно настроенного электората.
2 июля Государственный совет Турции примет окончательное решение по судебному делу, касающемуся статуса Айя-Софии, и, вероятнее всего, выбор будет сделан в пользу восстановления мусульманского наследия. Если это случится, это будет знаком того, что после 18 лет правления Эрдогана страна окончательно отказывается от союза с западными странами в пользу оттоманского будущего.
В прошлом месяце, когда во время телеинтервью Эрдогана попросили прокомментировать гнев греков по поводу решения относительно Айя-Софии, он обернул это в вопрос национального суверенитета: «Они смеют требовать, чтобы мы не превращали Айя-Софию в мечеть. Вы правите Турцией или мы?»
Судебные иски об изменении статуса музея подавались и в прошлом, но терпели неудачу. Однако с тех пор появились юридические прецеденты, свидетельствующие о том, что решение будет принято в пользу Эрдогана. В прошлом году тот же Высший административный суд Турции постановил, что принятое в 1945 году решение кабинета министров превратить стамбульскую мечеть Кахрие-джами в музей было незаконным, и она должна быть лишена своего музейного статуса. Другое название Кахрие-джами – церковь Христа Спасителя в Полях, это часть монастыря в Хоре, которая считается наиболее полно сохранившей первозданный вид византийской церковью Стамбула: прежде чем стать мечетью, Хора, как и Айя-София, была христианской.
Здания с аналогичной историей в Изнике и Трабзоне в 2011 и 2013 годах уже были превращены в действующие мечети.
Есть и другие признаки того, что Айя-Софию ждет похожая судьба. В последние годы здание использовалось для чтения Корана перед вторжениями турецкий войск через сирийскую границу. Празднование дня завоевания Стамбула – годовщины победы Мехмеда II над византийцами–сопровождается религиозными службами в Айя-Софии, которые транслируются на весь город по громкоговорителям.
Кроме того, это станет еще одним шагом в конфликте Турции с Грецией, который в прошлом году усилился из-за судьбы разделенного Кипра, потоков беженцев и прав на бурение нефтяных и газовых скважин в Средиземном море. На прошлой неделе Министерство культуры Греции обратилось в ЮНЕСКО по поводу предстоящего решения Турции, заявив, что преобразование Айя-Софии нарушит подписанные Анкарой Конвенции о международном статусе здания. Однако недовольство греков, скорее всего, лишь подольет масла в огонь.
Решение еще не принято, однако Эрдоган, как сообщается, уже поручил своему консультативному совету разработать планы проведения первых молитв в здании 15 июля, в четвертую годовщину неудавшегося переворота против него.