Posted 25 июня 2020, 20:15
Published 25 июня 2020, 20:15
Modified 7 марта, 14:59
Updated 7 марта, 14:59
Несовместимые, антагонистические по своей сути события: торжества в стране в честь 75-летия Великой Победы, призванные показать, что мы уважаем историю и гордимся подвигом дедов, и грядущая застройка последнего ландшафтного памятника военных лет - Рубежа обороны Москвы под Звенигородом, которая не оставит и следа от исторических событий на этой земле.
Людмила Бутузова
- Здесь 5 декабря 1941 года солдаты Красной Армии впервые с начала Великой Отечественной Войны отбросили вражеские войска и добились перелома в битве за столицу, -- рассказывает местная жительница, автор петиции в интернете «За сохранение памятного места» Елена Кожевникова. – Материальные свидетельства битвы до сих пор буквально по всей территории. Местные жители привели ее в порядок, сделали музей под открытым небом, там сохранились останки солдат, заплывшие окопы, воронки… Искусственно созданные парки “Патриоты” с отполированными землянками — это смешно. Тут землянка осталась с войны, вся почерневшая, подлинное оборонительное сооружение… Люди все это очень бережно сохраняют, все самые популярные военно-патриотические мероприятия город по традиции проводит на Рубеже. Но в угоду застройщикам нас заставляют забыть прошлое. Приняты генеральные планы, в соответствии с которыми на полях сражений будут построены миллионы квадратных метров жилья на продажу. На этих полях до сих пор остаются не найденными и не захороненными останки сотен солдат… Как такое возможно? Они умирали за Отечество, а не за то, чтобы нынешние чиновники и олигархи торговали родной землей.
Не все так думают… 30 апреля этого года депутаты Одинцовского округав срочном порядке приняли новые правила землепользования, выводящие под застройку бесценные ландшафты Звенигорода и его окрестностей. Внеочередное заседание провели во время карантина, а документы — карту проекта ПЗЗ, градостроительные регламенты объемом 500 страниц — поступили за несколько часов до голосования, не все даже пролистать успели. Так, по мнению депутата Сергея Теняева, действуют, когда хотят протолкнуть непопулярный закон. Проект ПЗЗ, кстати, стоял в повестке дня под номером 25, в конец обычно отправляют незначительное «разное». Под видом этого незначительного в з зону строительства включили и Рубеж обороны, проходящий по Липкинскому лесу в 7 км от Звенигорода.
Жители были в ужасе: все их многолетние хлопоты предоставить лесу, где шли кровопролитные бои, статус достопримечательного места федерального значения, пошли насмарку. С принятием этого документа любая стройка, даже на костях, становится законной. Но кроме простых людей никто и не охнул. Наоборот, большое облегчение получили Минкульт РФ и Главное управления культурного наследия Московской области, которые уже извертелись между облизывающимися на лакомый лесок застройщиками и негодующей общественностью, но так и не решились предоставить памятному месту статус, защищающий его от застройки. Не включены в реестр и не имеют зон охраны даже оборонительные сооружения и воинские захоронения времен Великой Отечественной войны. Власти столицы также отказали в постановке под охрану Рубежа обороны, сославшись на письмо одного из сотрудников Музея обороны Москвы от 20.02.2016 с циничной формулировкой, что "бои в указанном районе были непродолжительными, не носили кровопролитного характера. Данный эпизод не имеет значимости для обороны Москвы".
По Звенигороду к празднику Победы одна за другой прокатились две акции. В городе без нарушения самоизоляции (дом ведь можно покидать в случае КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ, а она в данном случае точно крайняя) развесили плакаты, напоминающие о долге перед отцами и дедами защищать от посягательств свою землю. Возмущение антинародными ПЗЗ было так велико, что горожане, не имеющие пока возможности выйти на митинг или пикет, выплеснули его в форме флеш-моба «Не сдадим Город!» «Не сдадим нашу землю» .
- Представляю, как ухмыляются над людьми наши власти – и губернатор Воробьев, и глава Одинцовского округа Иванов, главные лоббисты застройки звенигородских территорий, - поделилась с НИ» гражданская активистка, координатор движения «Застройке нет!» Елена Иванова. – Уж им-то лучше нас известно, что наши земли давно принадлежат офшорным компаниям и гражданам иностранных государств. Мы уже лет двадцать, со времен бывшего губернатора Громова наблюдали этот “бандитский” раздел. Все сельхозпредприятия банкротились, земли захватывались и переходили к нескольким крупным владельцам. Но то, что происходит при Воробьеве, вообще не поддается описанию, - идет беспощадная высотная застройка исторических территорий. Чернила на новых ПЗЗ не просохли, общественность требует их отмены в суде, а «собственники» уже прямо по курганам разметили и расставили колышки. Ходим гурьбой, вытаскиваем разметку, всюду пишем петиции…. У нас достаточно активное население. Люди отправляют тысячи писем и обращений, ходят на публичные слушания, следят за изменениями в законах и градостроительных документах, восстанавливают объекты культурного наследия — стараются сделать все, чтобы спасти свою прекрасную малую родину от уничтожения.
А между тем незаконно приватизируются участки даже из лесфонда. И как-то так получается, что крупным собственникам типа АО «Агрокомплекс “Горки-2”» или банк ВТБ это дозволено. Только однажды, в 2017 году после яростных протестов звенигородцы спасли Шереметьевские пруды в Уборах. «Заставили прокуратуру изъять из собственности банка ВТБ и передать в собственность Российской Федерации почти 13 гектаров с береговыми полосами Серебрянки и Москвы-реки», — рассказывают активисты.
Банк ВТБ хоть и важный, но все же чужой для Подмосковья, поэтому прокуратура и не дала заглотить слишком большой кусок. А вот когда глотают «свои», то мимо прокуратуры пролетают куда большие куски и судьбу уникальных мест приходится решать в судах. Они тянутся так долго, что, например, Липкинский лес –уже не только растащили по рукам, но и благословили под застройку. И не факт, что Мособлсуд поставит жирную точку в этом непростом деле, где одни считают Рубежобороны символом памяти и патриотизма, а другие – дорогим строительным активом.
В 2017 году, в декабре, на публичных слушаниях местные жители с изумлением узнали, что Липкинский лес находится в частной собственности. Выяснилось, что произошла некая таинственная сделка «купли-продажи», то есть Одинцовская администрация продала права на 34.5 га государственного леса первой категории компании «Агрокомплекс Горки 2» по астрономической цене - 66 копеек за квадратный метр, и лес уже попал в Генеральный план развития региона в качестве строительной площадки.
Судебные процессы начались в 2018 году и идут и по сей день..Скандал лишь усиливается, так как теперь выяснилось, что из Государственного лесного фонда (ГЛФ) только в Ершовском сельском поселении пытаются вывести, как оказалась уже не 34,5 га, а 726 гектаров государственного леса!
Хронология событий такая.
Первый судебный иск №4-АПГ18-21 был инициирован жителями деревень .Липки и Синьково. Тогда, к сожалению, Мособлсуд суд посчитал, что спорные земельные участки(34.5 га) никогда не относились к землям Гослесфонда», так как Комитет по муниципальному имуществу Одинцовского района (не имевший на тот момент никакого права распоряжаться государственным лесом) продал его Агрокомплексу Горки -2, но не в качестве леса. В бумагах лес значился, как участки сельхозназначения (поля), поэтому-де его и продали за копейки, а позже включили в состав населенных пунктов.
Вторая попытка (дело №А 41 -10616/2019) отстоять лес была предпринята уже спохватившимся Федеральным Агентством лесного хозяйства. Был подан иск о защите федеральной собственности «в части наложения на земли Государственного лесного фонда земель населенных пунктов». Новоявленный собственник участков - Агрокомплекс Горки-2 -не смог предоставить суду никаких (!) правоустанавливающих документов на эти земли. Но Мособлсуд такая «мелочь» не смутила. Суд великодушно решил не разбираться с участками Гослесфонда потому, что «Агрокомплекс Горки-2» уже включил эти участки в границы населенных пунктов. Историю вопроса суд проигнорировал. .
В третий раз Рослесхоз вышел на защиту своего леса, когда в Генеральный план Ершовского сельского поселения под застройку было выведено уже не 34,5, а 467 га леса! Рослесхоз отказался согласовывать этот грабительский Генеральный план, однако, совет депутатов Ершовского сельского поселения Одинцовского округа Генплан утвердил.
Рослесхоз снова обратился в суд.
В этот раз, в ответ на иск Рослесхоза к депутатам Одинцовского городского округа и ЗАО Горки-2 о возврате леса, в Мособлсуде постановили, что « Государство в лице Рослесхоза, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества, должно доказать свое право на это имущество», но при этом государственные лесные планшеты и лесоустроительные документы, предоставленные Рослесхозом, суд отказался принимать к рассмотрению.
На последнем судебном заседании № 3А-76/2020 (№3А-661/2019), на котором выступил в защиту Государственного лесного фонда Рослесхоз, выяснилось, что теперь наложение на Гослесфонд в Ершовском поселении имеют не 467, а 726 га лесных угодий, которые вывел под застройку всё тот же собственник - АО «Агрокомплекс Горки 2».
Что за карусель, которую крутит суд в обратную сторону от государства? И кто в Московской области такой щедрый, что каждый год скармливает частному агрокомплексу по две-три сотни гектаров леса?
- А вот тут самое интересное, - рассказывает Елена Иванова. - На момент вывода лесов Комитет лесного хозяйства Московской области возглавлял Советников Иван Васильевич. Он и подписывал принятую губернатором «лесную амнистию» по всей Московской области. . (прим.редакции:– «Лесная амнистия» была создана якобы для того, чтобы люди, чьи капитальные строения давно находятся на землях лесного фонда, смогли оформить свою недвижимость в собственность. Однако, по факту, «Лесная амнистия» стала мощным рычагом по выводу под застройку нетронутых реликтовых лесов Подмосковья, входящих в зеленый пояс Москвы).
- Иван . Советников стал распорядителем, в том числе, и этих спорных 726 гектаров реликтового леса, - продолжает Иванова.-В дополнение к этому он же, в нарушение закона, подписал согласования на аренду еще сотен гектаров в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), где аренда вообще запрещена. Например, в Ершовском и в Успенском сельских поселениях несколько собственников незаконно получили в аренду бОльшую часть ООПТ «Масловская лесная дача» (лес между деревнями. Палицы и Маслово)..
И это, как оказалось, еще не самое интересное. Месяц назад Иван Васильевич поменял профессию и пошел на повышение:был главой комитета лесного хозяйства области – стал заместителем руководителя Рослесхоза. Понятно, что принятая в Комитете лесного хозяйства области «лесная амнистия»726 гектаров государственного леса идет вразрез с федеральным законодательством и может выйти боком не только Советникову, но и всем, кто на ней наварился. Короче, новое кресло запахло паленым, в таком щекотливом положении выиграть суд за уворованные у государства гектары вряд ли получится. Но защитникам Звенигорода рано радоваться. Как сообщают источники в окружении Советникова, идут подковерные переговоры, юристам от нового зам.начальника поступают указания «хоть на голове прыгать, но «провести через суд» 726 га леса и изъять его из государственной собственности». Совершенно непонятно, как поведет себя на этот раз Россельхоз – будет стоять за возврат украденного государству или «прыгать на голове» в защиту обделавшегося чиновника, у которого теперь совсем другие масштабы распила – целая Россия с немеряным лесным фондом.
.В Рослесхозе на вопросы «Новых Известий» не ответили, сославшись на ожидание «справедливого суда».
14 июля состоится последнее судебное заседание, на котором окончательно решится судьба не только Липкинского леса, но остальных 726 гектаров. Звенигород в диком напряжении, как будто тут снова Рубеж обороны и надо спасать отечество. Под петицией на change.org. 15 тысяч подписей. Слова поддержки, гнев, призывы не сдаваться… А сама петиция, адресованная президенту, заканчивается вот таким выводом: «Если бы теперь враг мог придумать, каким образом отомстить России, то он не бомбил бы эти места, а просто их застроил».