"Гринпис": работа на экологический эпатаж

25 июня 2020, 10:22
В 2020 году, на фоне борьбы человечества за выживание в схватке с коронавирусом, совершенно незамеченным осталось известие о том, что контртеррористическое подразделение британской полиции включило «Гринпис» в список потенциальных угроз — наряду с неонацистскими группировками.

Иван Петровский

А новость эта, меж тем, совсем не рядовая, заставляющая вспомнить, что «экологический терроризм» давно перестал быть абстрактным понятием.

Одним из первых слово «терроризм» рядом с названием «Гринпис» употребил Патрик Мур — один из создателей этой организации, разошедшийся во взглядах с ее новым руководством. «В середине 1980 годов я обнаружил, что был единственным из директоров «Гринписа», кто имел профильное образование и занимался наукой. Никто из моих коллег не обладал научной степенью в хоть сколько-нибудь близкой области. Это были политические деятели, какие-то публичные фигуры, экологические карьеристы. «Гринпис» – это информационные террористы, они намеренно сгущают краски и играют на страхе людей. В основе кампаний, которые они проводят, лежат выдумки, они дурачат людей!», - заявил Мур.

Они называют себя «отцами» мировой экозащиты. Так уж вышло, что и в списки радикальных природозащитников ФБР США активисты "Гринпис" тоже попали первыми: еще в далеком 1977 году они участвовали в акции уничтожения сетей рыбных промысловиков. С тех пор агрессивную идею экотажа («экологический саботаж» - умышленное повреждение имущества компаний, которые наносят вред природе) подхватили десятки группировок. Они таранят китобойные суда, поджигают землеройную технику, громят зверофермы, биолаборатории, меховые магазины, забивают гвозди в деревья, чтобы их не вырубили, уничтожают посевы ГМ-культур, шипуют дороги. Все это не очень вяжется с одним из основополагающих принципов деятельности «Гринписа» - ненасильственностью.

Еще один провозглашенный экологами принцип - протест действием. Но только слепой не заметит, что направленность этого самого действия у «Гринпис» до удивления избирательная. Будто продиктованная. Все давно обратили внимание на то, что гринписовские активисты по-разному реагируют на одни и те же экологические проблемы в различных странах. Примеров тому масса. Странное безмолвие после разлива нефти в Мексиканском заливе по вине British Petroleum и неадекватные экологические атаки на российские нефтяные платформы. Начиная с 1970 годов они громко протестуют против европейских АЭС, но применение атомных реакторов устаревшего типа в США их почему-то не волнует. А американская "сланцевая революция" вообще не их тема. Складывает ощущение, что в «Гринпис» уже давно поделили экологию на «вашу» и «нашу».

Есть и другая странность в этом протестном действии: «Гринпис» всегда борется с тем, что на слуху, что в тренде. Их акции непременно должны «попасть в телевизор», быть громкими, раздутыми, с переодеванием в белых медведей, с приковыванием. Когда-то они выступали против фреона в холодильнике и хлорированной воды, потом переключились на неразлагаемые отходы из пластика, затем последовала кампания против ГМО, попытка запретить материалы, из которых производится iPhone... А вы хоть раз видели гринписовцев, требующих тушить пожары в Сибири? Или протестующих против свалки в Балашихе? Даже Сергей Зверев вышел на одиночный пикет с требованием закрыть завод на Байкале, а где же были «отцы» экозащиты?

В этой связи встает еще один интересный вопрос: есть ли ощутимая эффективность от деятельности «Гринписа»? Даже пресловутая Википедия среди акций активистов, проведенных за последние годы в России, называет не более двух десятков, причем с совершенно невнятным итогом: составили список, направили резолюцию, провели эколикбез в школе. Были, конечно, и эффектные операции: громкое дело с экипижем судна Arctic Sunrise и спустя 7 лет не дает о себе забыть - аж до самой Гааги дошли. Получается, что это работа на шумиху, а не на результат, на смакование проблемы перед телекамерами, а не предупреждение ее появления. Работа на экологический эпатаж, который всегда найдет своего благодарного зрителя.

Есть у «Гринпис» и третий принцип работы — независимость. Уже почти полвека организация пытается убедить мир в том, что не принимает денег от правительств, политических партий или компаний, довольствуясь пожертвованиями граждан и благотворительных фондов. Кто же эти граждане? В числе основных инвесторов «Гринпис» числится, например, крупнейший землевладелец США и основатель CNN Тед Тёрнер, мечтающий сократить население Земли на 95%. Что же это за благотворительные фонды? К примеру, Rockefeller Brothers Fund, чьи владельцы правят бал в нефтяном секторе мировой экономики – ExxonMobil, BP, Chevron, Conoco Phillips. Так что на поверку выходит, что «Гринпис» существует на средства крупных финансовых корпораций, хозяева которых обладают реальной властью, в том числе политической. Стоит ли удивляться тому, что журналисты не раз выявляли прямую связь между источником доходов экологов и объектами их внимания. Как шутит Луркморье, «конечная цель всех проектов зелёных - отжать бабло с нерадивых транснациональных корпораций и лоховатых чинуш». Это многое бы объяснило.

#Аналитика #Экология
Подпишитесь