Posted 24 июня 2020, 10:58
Published 24 июня 2020, 10:58
Modified 7 марта, 15:00
Updated 7 марта, 15:00
«Последние дни мы фиксируем повышение декларируемой явки для участия в предстоящем голосовании. Если 19 июня о готовности принять участие в голосовании у нас заявляли 68%, при этом 49% говорили о том, что примут участие с высокой степенью вероятности, то, согласно вчерашнему опросу, уже 71% заявляет о готовности принять участие, и группа высоко мобилизованных россиян составляет уже 54%. То есть с 49% до 54 % выросла группа тех, кто заявляет, что примет участие в голосовании с высокой степенью вероятности», - говорит руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов.
Отмечая рост желающих изъявить свою волю по вопросу о поправках в Конституцию, эксперт называет факторы, влияющие на этот процесс. Среди них – усилившееся информирование о предстоящем голосовании. По данным социсследования, каждый четвертый опрошенный готов проголосовать заранее через портал Госуслуг, но вызывающими доверие способами голосования по-прежнему остаются голосование на избирательном участке, а также голосование на дому, отмечает эксперт ВЦИОМ.
Моделирование прогнозов голосования представляется для социологов достаточно сложным процессом в связи с тем, что аналогичных голосований в современной России не проводилось.
«Событие уникальное. Голосование за текст поправок некорректно сравнивать с голосованием за людей или партии, где есть харизматичные кандидаты, противостояние. Более или менее подходящим сравнением может быть всенародное голосование по Конституции 12 декабря 1993 года. Но и тогда принималась первая Конституция, на волне политизации, после событий октября 1993 и расстрела Белого Дома», - говорит директор по политическому анализу Института социального маркетинга «ИНСОМАР» Виктор Потуремский.
Согласно проведенному «Инсомар» исследованию, прогноз явки выглядит следующим образом: 68% декларируют свое участие, 19% - декларируют неучастие и 13% - не определились. 1% намерены испортить бюллетень.
Среди противников поправок превалируют те, кто недовольны положением дел в стране, считают уровень ее развития недостаточным. Среди сторонников - больше тех, кто уверен в позитивных изменениях в ближайшее время, отмечает эксперт.
«Основное мобилизованное ядро – люди, лояльные к власти. Они, безусловно, придут, и их будет большинство», - считает профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. Вместе с тем, спикер предполагает, что явка будет несколько ниже, чем ее предсказывают, и этому есть свои причины. Во-первых, летнее время, сезон отпусков. Во-вторых, большой пласт электората – это люди старшего возраста, и они в период эпидемии предпочитают оставаться дома, на дачах и опасаются социальных контактов.
«Удельный вес проголосовавших «против» - тех, кого не устраивают поправки, и тех, кто недоволен отдельными ситуациями стране, у кого накопилось напряжение после пандемии, будет достаточно весомый», - прогнозирует председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. Он поясняет, что голосующих против при этом нельзя причислять в какой-то единой группе и нельзя однозначно интерпретировать - среди них будет и устоявшаяся оппозиция, и избиратели, критически относящиеся к отдельным поправкам, говорит он.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин называет это явление «фактором множества меньшинств». Например, около 40 % россиян, согласно опросам, не поддерживают упоминание Бога в тексте Основного закона. Примерно столько же - против увеличения полномочий Госдумы и Совета Федерации. А самая непопулярная поправка – возможность переноса штаб-квартир отдельных федеральных органов власти из столицы в другие города. «В основном из противников этих поправок складывается протестное голосование. У каждого меньшинства своя раздражающая поправка», - говорит он. Эксперт отмечает, что вообще в идеале «Конституция должна нас всех объединять, а не разделять, так как голосуем за видение будущего».
Характеризуя коррекцию конституционных норм в России, руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов обозначает разницу с похожими голосованиями в других странах. Заключается она, по его мнению, в том, что это голосование вовсе не по новому тексту Конституции, а по доработке существующих норм. «Интриги «победы нового над старым» нет. Нет интриги раскола общества на условно «красных» и на условно «белых». Если говорить про интригу нашего конституционного референдума в политическом смысле, то это привычная по советским фильмам история «победы лучшего над хорошим». Мы это очень хорошо видим даже в описании образа противников, который Виктор Потуремский удачно развернул. Противники Конституции видят в голосовании не протест против какой-то одной нормы, а скорее борьбу с государством как таковым», - говорит эксперт.
В ходе круглого стола обсудили также готовность наблюдателей. Ожидается, что за голосованием будет наблюдать порядка 500 тысяч человек, что в 2-3 раза выше, чем обычно на федеральных выборах, рассказал член Общественной палаты РФ, руководитель Рабочей группы Общественной палаты по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
«С нашей стороны мы считаем, что меры, которые были предложены ЦИКом, носят исчерпывающий характер. Мы анализировали уже состоявшиеся голосования: 12 стран проголосовали за все это время в условиях эпидемии. Наша планка по безопасности ставится выше, чем во всех этих странах. Мы, со своей стороны, дополнительно ведем отдельное направление общественного контроля по соблюдению мер и защите здоровья граждан, у нас есть стандарт наблюдения, которого мы будем строго придерживаться», - добавил он.
«Мы, в том числе, с зарубежными экспертами, обсуждали новые формы, которые экономичные и при необходимом контроле обеспечивают тайну голосования, защищают персональные данные. Вчера я присутствовал на заседании общественного штаба по Москве, где говорилось о предоставлении ключей. То есть те данные, которые поступят в ТИК по дистанционному электронному голосованию, будут расшифрованы только при совпадении семи ключей, и, таким образом, эти данные ни для кого доступны до итогового подсчета не будут», - говорит директор Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. Он отмечает, что был соблюден баланс безопасности голосования и защиты легитимности, а из используемых за рубежом инструментов – почтового голосования, голосования по доверенности, досрочного голосования, голосования несколько дней, надомного голосования, электронного голосования – выбраны только те, что позволяют обеспечить защиту свободы волеизъявления и законности процедур.
В завершение круглого стола управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев обратил внимание на то, что предстоящее голосование по многим критериям и параметрам является экспериментальным: введение шести дополнительных дней для голосования, возможность электронного голосования в Москве, Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Важно, чтобы общество высказало свою точку зрения по поводу использования новых, дистанционных электоральных инструментов. «Предпочтения граждан и выбор ими способа голосования станет в последующем основанием для формирования предложений, будет ответом на вопрос - как технологическую сторону выборов в дальшем развивать», - добавил он.