Posted 24 июня 2020,, 11:10

Published 24 июня 2020,, 11:10

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Два - четыре года на выход из кризиса, - столько отмерили себе российские отельеры

Два - четыре года на выход из кризиса, - столько отмерили себе российские отельеры

24 июня 2020, 11:10
Фото: Новые Известия
Из-за эпидемии коронавируса гостиничный бизнес в России оказался практически парализован. Перспективу возврата к прежним оборотам отельеры оценивают в 2-4 года. «Новые Известия» побывали в одной из самых известных московских гостиниц и узнали, как коронавирус отразился на жизни отеля.

Юлия Сунцова

Обычно к маю в стране начинается активный туристический сезон, в этом же году, очевидно, многим не до перемещений. Кризис коснулся всех – от гестхаусов и мини отелей до гигантов вроде Hilton, Four Seasons и Radisson.

Зарплатный фонд, арендные и коммунальные платежи – основные расходы остаются на прежнем уровне, а доход, обеспечиваемый потоком гостей, почти что иссяк. Сильнее всего по крупным отелям ударило исчезновение иностранцев. Отечественный турист – в основном, малобюджетный гость, если только не представляет бизнес. Но в деловой активности сейчас тоже провал – семинары, форумы, конференции отменены или перекочевали в онлайн.

Несетевые гостиницы класса «советское наследие» - в еще более тяжелом положении. Помимо низкой заполняемости они тянут на себе еще кредитные обязательства, и в случае отсутствия прибыли банки претендуют на залоговое имущество в перспективе считанных месяцев.

Основная стратегия выживания – демпингование и сокращение персонала. К примеру, в гостинице «Санкт-Петербург» провести самоизоляцию с трехразовым питанием предлагали за 3000 рублей в сутки, вдвоем – за 4000 рублей в сутки.

В сегменте мини отелей и хостелов в последние годы наблюдался стабильный рост. Они пока живы, но тоже испытывают серьезные сложности. Номера сдаются, но не на сутки, а на месяца, что существенно менее прибыльно для владельцев. Среди гостей – застрявшие иностранцы и россияне, проводящие самоизоляцию вне дома. До коронавируса доход с номера составлял 36 тыс рублей, сейчас упал до 20 тысяч в месяц.

К предлагаемой помощи государства бизнесмены относятся скептически. По их мнению, эти меры поддержки можно условно поделить на те, которыми сложно воспользоваться, и те, от которых мало толку, пишет канал ProHotel Official. «Например, отсрочка по уплате налогов. Компания должна показать уменьшение доходов более чем на 10%, либо убытки. Но для получения отсрочки «гостиничный» общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть указан основным, а это требование далеко не каждый отель способен выполнить. У мини-отелей обычно основным указана «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» или «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе». Поэтому отельеры сейчас пытаются поменять основной ОКВЭД».

Кредитные каникулы – тоже не облегчение для гостиничного бизнеса. Согласно условиям, максимальный размер ипотечного кредита не может превышать 3 миллиона рублей. В эту сумму не вмещается даже выкуп коммуналки в Санкт-Петербурге.

На «Авито» появляются десятки объявлений о продаже отельного бизнеса – переуступка прав аренды или продажа собственности.

На фоне апреля июнь и май демонстрируют незначительную положительную динамику по уровню загрузки и доходности на номер, но средний тариф по рынку продолжил снижение. В Москве в апреле загрузка по рынку составила 14% в сравнении с 8% в апреле. Лидеры по заполняемости в мае - отели 3 и 4 звезды, достигшие показателя в 23%, комментирует международная консалтинговая компания в области недвижимости CBRE.

Тариф в среднем ценовом сегменте снизился на 50% относительно прошлого года – это максимальное падение на рынке. Гостиницы этого класса предлагали в мае специальные тарифы на размещение со значительными скидками, что позволяет им нарастить загрузку вдвое относительно апреля этого года.

Вместе с тем, люкс в мае поднял тариф на 24%. Спрос на премиум-сегмент сейчас ограничен, однако, отельеры удерживают тариф, апеллируя к тому, что кризис закончится, а ценовой демпинг может обвалить весь рынок.

С учетом сокращения загрузки и тарифа, доходность на номер (RevPAR) в мае 2020 года в среднем по рынку снизилась на 85%, в апреле – на 94% в сравнении с аналогичными месяцами 2019 года. В мае RevPAR составлял 850 рублей против 5 750 рублей в мае 2019 года.

В июне на фоне снятия ограничений и оживления деловой активности гостиницы начнут постепенно возвращаться к «норме», считает руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова: «Май стал началом движения вверх. И Москва, и Санкт-Петербург продемонстрировали незначительную положительную динамику. В июне мы ожидаем более позитивную картину на фоне снятия ограничений». Загрузка номеров в июне в среднем по стране может вырасти до 18%, прогнозируют эксперты.

Роспотребнадзор рекомендует гостиничному бизнесу при выходе с самоизоляции придерживаться специального протокола безопасности. Документ устанавливает стандарты гигиены для обеспечения дополнительной безопасности и защиты здоровья гостей, сотрудников и деловых партнеров в условиях эпидемии.

В гостинице «Украина» (Radisson Collection Hotel, Moscow) побывала корреспондент «Новых Известий». Сотрудники отеля наглядно продемонстрировали нововведения.

При входах и по всей территории отеля установлены санитарные станции для дезинфекции рук.

Сотрудникам дважды в день измеряют температуру тела. Кроме этого, все они периодически проходят тесты на коронавирус и антитела. В обязательном порядке - и менеджеры, и персонал использует средства индивидуальной защиты – маски, перчатки, защитные экраны. Рабочие столы консьержей, стойки рисепшн дополнительно ограждены прозрачными пластиковыми щитами.

Гостям тоже измеряют температуру – при въезде. В случае обнаружения у клиента симптомов COVID-19 отель предусматривает возможность недельной обсервации в пределах номера с необходимым допуском врачей.

«Наши менеджеры и сотрудники еще в начале эпидемии прошли обучение в оперштабе, чтобы понимать, как действовать в случае обнаружения у гостей коронавируса. В принципе логика здесь простая: всё взаимодействие с заразившимся клиентом нужно свести к дистанционному. Бесконтактно доставлять и забирать белье, посуду, лекарства, обеспечить приходы врача. Всё это мы делать научились», - рассказывает генеральный менеджер Radisson Collection Hotel («Украина») Станислав Кондов.

При заселении гостям также выдается набор со средствами индивидуальной защиты: санитайзер, одноразовые перчатки и маска. Электронный ключ вручается в специальном вкладыше. При выселении же ключ опускается в специальный key-box на стойке рисепшн для минимизации контактов с персоналом.

Еще до начала заселения гостей информируют о предпочтительной безналичной оплате услуг – цель всё та же: сокращение взаимодействия с сотрудниками гостиницы.

В номерах, лобби и общих зонах отеля уборку и дезинфекцию проводят теперь вдвое чаще. В средствах для дезинфекции повышена концентрация действующих веществ. Специальная разметка на полу помогает соблюдать дистанцию в 1,5 метра.

Повышенное внимание уделяется обработке предметов с высокой частотой контактов (пульты, ручки дверей, посуда, ключи и т.д).

Ужесточены и стандарты пищевой безопасности. Завтраки, обеды и ужины временно доставляются в номера, общие обеденные залы закрыты. На кухне при этом подаваемые блюда специально упаковывают, накрывая колпаком, и открывают в присутствии клиента. Использованная посуда моется при температуре воды в 80 градусов.

Конференц-залы разряжаются на 50%. Аудитория, к примеру, на 500 слушателей теперь может принять лишь 250. В настоящее время залы арендуют по большей части под мероприятия в онлайн форматах. На площадке, оснащенной всей необходимой аппаратурой для проведения веб-трансляций, вживую присутствует лишь модератор.

Каждую неделю гостиницу посещает с проверками Роспотребнадзор, рассказывают сотрудники «Украины».

В целом протокол фиксирует 20 обязательных мер, обеспечивающих безопасность гостей, сотрудников и деловых партнеров Radisson Collection Hotel.

«Поток местного бизнеса, корпоративного бизнеса снизился на 70%. Иностранцев нет. Наш гость сегодня в основном – это редкий внутренний турист, командированные сотрудники, небольшие компании, отмечающие праздники, свадьбы, дни рождения. По сравнению с апрелем, конечно, заметно оживление, но всё равно - из 500 номеров сегодня у нас заселено лишь 50. Большие мероприятия, аренда залов, интертейнмент в прежних форматах всё еще запрещены надзорными органами. Я думаю, на докризисный уровень мы сможем выйти не раньше, чем через 2, а то и 4 года. Следующий год тоже будет сложным», - подытоживает Станислав Кондов.

"