В электронной библиотеке создана персональная страница известинца Эдвина Поляновского

21 июня 2020, 12:53
Теперь творчество ушедшего 14 лет назад легендарного спецкорресподента "Известий" доступно и новым поколениям читателей.

Игорь Рейф

Поляновский Эдвин Луникович (1937–2006) журналист, писатель, специальный корреспондент газеты «Известия», член Союза журналистов СССР.

Родился 19 февраля 1937 г. в пос. Лесной (ныне Умба) Терского р-на Мурманской обл. Отец — партийный работник, воевал на фронтах Великой Отечественной войны, погиб в мае 1945 г. По окончании войны семья переехала в Старую Руссу, где прошло детство Эдвина. Воспитывался отчимом — М. С. Савченковым.

В 1962 году окончил факультет журналистики МГУ. Первые шаги в профессии сделал в печатных изданиях Брянска. В 1966 перешёл в столичные «Известия» на должность специального корреспондента. С «Известиями» была связана и вся его дальнейшая творческая судьба.

Он быстро занял положение ведущего очеркиста, несмотря даже на свой беспартийный статус. Его яркое дарование сочеталось с бескомпромиссностью авторской позиции и предельной писательской честностью. Своим учителем он считал выдающегося журналиста-известинца рано умершего Анатолия Аграновского. В очерке, посвящённом памяти Аграновского, Поляновский писал: "Журналистика — не чистописание. Журналист отдаёт читателям не строки — самого себя, по частице, по крупице — себя, каждый раз себя. Я говорю, конечно, о честном таланте".

Как яркому, одарённому очеркисту Поляновскому доверяли разработку тем, имеющих широкое общественное звучание. Он много ездил по стране, распутывая туго затянувшиеся социальные узлы, расследуя конфликтные ситуации. А результатом этих расследований становились острые газетные публикации, в которых он выступал против закостенелости советской системы, против чиновного барства и чванства, и всегда на стороне униженных и оскорблённых. А в ответ шли сотни взволнованных читательских писем, которые, в свою очередь, подпитывали его энергетику и служили стимулом к дальнейшей работе.

Одно из центральных мест в творчестве Поляновского занимали судьбы героев Великой Отечественной войны. Он рассматривал это как свой неоплатный долг перед памятью павших, а также и тех, кто выжил, но оказался выброшен на обочину — в силу ли равнодушия окружающих или казённого отношения властей. Именно Поляновскому принадлежит главная заслуга в возвращении попранного имени знаменитому моряку-подводнику Александру Маринеско, получившему — увы, посмертно — звание Героя Советского Союза (1990). Одиннадцать статей, посвящённых Маринеско, было опубликовано им на страницах «Известий», начиная с 1988 г. А не будь этого «журналистского нажима», может быть, кто знает, не было бы и звания Героя.

Много сердечного жара отдал Поляновский и другому парии советской системы — генералу-диссиденту Петру Григоренко. Три дня, из вечера в вечер, печатали «Известия» трёхполосный очерк «Мятежный генерал», и были они тогда нарасхват. Построенный как репортаж об одной мемориальной акции — вечере памяти П. Г. Григоренко (1994), он вышел фактически далеко за её рамки, превратившись в своего рода реквием всему героическому поколению диссидентов-шестидесятников. Исполненный горьких размышлений об их драматическом прошлом и трудном настоящем, об их невостребованности в постсоветской России, он не утратил своей актуальности и в наши дни.

Ещё одна жертва советской системы, которой посвятил Поляновский серию публикаций 90-х годов, — загубленный ею великий поэт Осип Мандельштам («Смерть Осипа Мандельштама», «Поэты и палачи» и др.). Получив доступ к материалам следственного дела, журналист сумел пролить свет на последние вёрсты его крёстного пути, не скрыв от нас и имена тех его коллег по литературному цеху, кто приложил руку к его второму аресту. Эти очерки легли в основу книги «Гибель Осипа Мандельштама» (СПб.; Париж, 1993), внёсшей вклад в современное мандельштамоведение.

Особая страница в творчестве Поляновского — участие в создании 20-серийной документальной киноэпопеи — телефильма «Великая Отечественная» (1979, художественный руководитель Роман Кармен). Фильм был снят по инициативе американского кинопродюсера Фрэда Виннера с участием компании Air Time International и Совинфильм на основе фронтовой кинохроники. На протяжении двух с половиной месяцев, дважды в неделю, серия за серией, он демонстрировался по телевидению, и вся страна, прильнув к экранам и затаив дыхание, следила за перипетиями минувшей войны. На Западе он поступил в прокат под названием «Неизвестная война» и тоже имел огромный успех. Поляновскому в нём принадлежит закадровый текст к 3-м сериям: «Блокада Ленинграда», «Величайшее танковое сражение» и «Битва на море». Именно за эту работу он получил свою единственную правительственную награду — орден «Знак почёта», которым гордился.

А по завершении показа на телевидение посыпались письма от зрителей, опознавших в кинохронике своих близких. И тогда фронтовой оператор Алексей Лебедев, чьи фрагменты отснятой киноплёнки также вошли в киноэпопею, переснял указанные зрителями кадры и отправил фотографии по почти двумстам адресам. Но сперва в «Известиях» появилась статья Поляновского «Память. Размышления над письмами зрителей». «Кинооператоры, — писал он, — конечно, представляли себе, что запечатлевают историю. Но вряд ли предполагали, что несколько десятилетий спустя их скромный ратный труд так отзовётся в человеческом сердце».

В качестве сценариста Поляновский участвовал также в создании ряда других документальных фильмов, из которых назовём «Анатолий Аграновский — специальный корреспондент» (1990).

#Общество #Новости
Подпишитесь