Posted 20 июня 2020, 07:18

Published 20 июня 2020, 07:18

Modified 7 марта, 15:03

Updated 7 марта, 15:03

Ущерб - не восполнить: почему "Европлан" не дает машины жителям Северного Кавказа

20 июня 2020, 07:18
Сюжет
Авария
Лизинговая компания «Европлан», предоставляющая в аренду автомобили премиум-класса, уведомила о том, что не разрешает пользоваться своими транспортными средствами в Северо-Кавказском регионе. В «Европлане» также сообщили, что не выдают в аренду свои авто лицам с пропиской в северокавказском регионе.

Ирина Мишина

Причины такого решения в «Европлане» нам комментировать отказались. Но при этом достаточно подробно пояснили все нюансы своего запрета.

«На арендованном у нас транспортном средстве вы никак не сможете въехать на территорию Северного Кавказа. Также, если у нашего клиента постоянная прописка в одном из населенных пунктов Северо-Кавказского региона, мы вынуждены ему отказать. На юридические лица эти правила тоже распространяются. Напоминаем, что мы предоставляем в аренду без права выкупа автомобили марок премиум-класса – такие, как Audi A4, BMV третьей серии, Mercedes-Benz С-класса, BMV X7, Porshe Сayenne и другие», - пояснили в лизинговой компании.

Со своей стороны мы не стали пытать клерков компании вопросом, где они вообще нашли на карте России "территорию Северного Кавказа". Такого субъекта Федерации не существует и никогда не было, как не было и мифического "северо-кавказского региона" как единого административного пространства. Есть Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея. Но есть и Краснодарский край, и Ставропольский, и Ростовская область, которые тоже считаются условным Северным Кавказом и уж точно - Южным федеральным округом со столицей в Ростове.

Но чем же так не угодили «Европлану» представители северо-кавказских народов? Правила этой лизинговой компании кажутся тем более странными, что «Европлан» была приобретена в 2015 году структурами Михаила Гуцериева - этнического ингуша.

И тем не менее: «Мы не ограничиваем вас – вы можете пользоваться автомобилем по подписке по всей России, кроме Северо-Кавказского региона. Доступны и путешествия за границу», - предупреждает «Европлан» в своих правилах.

Среди тех, кто родился на Северном Кавказе, в этой связи уже поднялась волна протеста.

«Для меня такие правила - дикость. Я считаю их оскорбительными. И все это очень напоминает дискриминацию. Такие порядки могут породить противоречия, которые приведут к конфликтам с этой компанией. В прошлом году был в Пятигорске – там не только чиновники высшего ранга, очень многие ездят на автомобилях премиум-класса. Плохих, дешевых машин я в городе вообще не видел. Одно время говорили и писали, что выходцы с Северного Кавказа воруют в крупных городах иномарки. Но лично я о таких фактах не знаю. Принято считать, что кавказцы - «горячий народ». Но ведь аварийность не зависит от национальности! Если хотите знать мое мнение, причина многих аварий - в качестве дорог и отсутствии нормальных станций техобслуживания. В Африке дороги лучше, чем в России! А мы почему-то ищем причины аварий в национальности», - заявил «НИ» уроженец Грозного, заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им.Плеханова, в прошлом политический деятель Руслан Хасбулатов.

С ним согласен уроженец Махачкалы певец Марк Тишман, чье детство и юность прошли в Дагестане:«Я против любой дискриминации по принципу происхождения или по национальному признаку. А здесь происходит именно это. У меня свой автомобиль, приобретенный. Но не предоставлять в аренду авто по национальному признаку – это по меньше мере странно», - заявил «НИ» Марк Тишман.

Однако, автоэксперты, с которыми мы обсуждали эту тему, полностью на стороне компании «Европлан».

«Лизингодатель «Европлан»— это компания, которая сдает на временное пользование арендатору транспорт без права выкупа и в итоге получает прибыль. Поэтому эксперты этой компании просчитывают все риски. По данным сайта ГИБДД, аварийность в Северо-Кавказском федеральном округе едва ли не в два раза выше, чем в основной массе российских регионов, - рассказывает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - К тому же этот регион известен своими криминальными схемами. Запрещая въезжать в Северокавказский регион на своих автомобилях, «Европлан» просто снижает риски. Это нормальная защита от убытков.

Почему не выдают в лизинг автомобили людям, прописанным на Северном Кавказе? Все очень просто. Предположим, взятый человеком с пропиской на Северном Кавказе в аренду автомобиль попал в Москве в аварию. Если возникнут серьезные претензии, судиться по этому поводу придется в Махачкале, Грозном, Минеральных водах... То есть в криминализированном регионе, где сильны семейные и родственные связи. Хочу сказать, что в «Европлане» поступили достаточно честно, официально уведомив о том, что запрещают пользоваться своими автомобилями по подписке во всех регионах России, кроме Северного Кавказа. Потому что в других лизинговых компаниях при этом ничего не объясняют клиентам с Северного Кавказа. Им просто отказывают в аренде и все. В конце концов лизинговая компания имеет право устанавливать свои правила. А если уроженцу Северного Кавказа так хочется ездить на машине премиум-класса, он может купить ее. Да, это дороговато, но можно взять не новый автомобиль и ездить, как захочется и там, где захочется», - считает Петр Шкуматов.

Другие автоэксперты высказывают мнение о том, что на Северном Кавказе достаточно высок уровень хищения автомобилей премиум класса. Такой точки зрения придерживается, в частности, автоэксперт Игорь Моржаретто.

«Как происходит расчет страховки автомобиля? В расчет параметров по КАСКО входит не в последнюю очередь вероятность угона автомобиля. И здесь смотрят на процент угонов в регионе, на уровень аварийности. Так же и с выдачей автомобиля в аренду. Компания просто просчитала, по всей видимости, что на Северном Кавказе эти показатели во много раз выше, чем в других регионах. Потери, которые могут потенциально понести автомобили премиум класса в Северокавказском регионе, очевидно, заставляют владельцев «Европалана» перестраховываться и идти на такие непопулярные шаги. Я понимаю, что это должно быть неприятно автолюбителям с Северного Кавказа, но при таком уровне аварийности действительно проще купить свое авто, лучше подержанное. Кстати, не так давно был в Чечне: все окружение Рамзана Кадырова ездит на иномарках премиум класса и, что интересно, это их личные автомобили», - рассказал «НИ» автоэксперт Игорь Моржаретто.

Кстати, недавно «Рамблер» сообщил об интересном исследовании , которое было проведено при помощи телеметрического оборудования компании «Mate System». Его установили на 14-и тысячах транспортных средствах, имевших страхование КАСКО. Благодаря этим системам удалось определить уровень аварийности в различных регионах России. За 2019 год СКФО был признан едва ли не самым аварийно опасным регионом в стране. Чеченская Республика и Республика Ингушетия, по данным исследований, получили совместную оценку аварийности 75,1 балл. Это многократно превышает среднестатистическую аварийность в других российских регионах.

Так что в данном случае сотрудники "Европлана" вполне могут воспользоваться расхожей фразой:"Ничего личного. Просто бизнес". И действия коммерсантов достаточно ярко показывают уровень отношения к правоохранительной и судебной системе России, которая не в силах защитить интересы собственников на значительных территориях, как бы они там ни назывались.

Подпишитесь