Однако ни одно из федеральных учреждений отвечать по существу вопроса не отважилось. На этот раз, после смены правительства, Ирина Канторович обращается к премьер-министру Мишустину, прислав текст своего документа в редакцию "НИ".
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ МИШУСТИНУ
Уважаемый Михаил Владимирович!
Надеюсь, что Вы намерены искоренить «уникальное явление» нашей страны, по словам Ольги Голодец, - «бедность работающих».
Хочу обратить Ваше внимание на некоторые действующие законы, впрямую нарушающие Трудовой Кодекс и права работников. Например, в последней редакции Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 читаем: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102155022&backlink=1&&nd=102123581 "П 3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с пунктами 2.1 – 2.4 настоящего Положения руководителем федерального учреждения…» (а не Коллективным договором, как предписывают 135 и 144 Статьи Трудового Кодекса. – И.К.)
На региональном уровне мы видим то же правило (на примере Москвы): http://docs.cntd.ru/document/537963202 «П.3 Размеры окладов …. работников учреждения устанавливаются руководителем учреждения в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней…»
А в 135 статье Трудового Кодекса РФ между тем написано, что оклады устанавливаются «коллективным договором». Там нет ни слова про то, что их устанавливает руководитель. В Минтруда нас уверяют, что оклады и зарплаты устанавливает Трудовой коллектив, что все проблемы из-за слабости профсоюзов – они виноваты в низких зарплатах бюджетников. Например, руководители отделов Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда РФ Анжела Фролова и Руслан Исмаилов подтвердили, что оклады сейчас в каждом учреждении разные и коллективы самостоятельны в установлении окладов: https://www.youtube.com/watch?v=PldFN-3U2x4&t=1346s Чиновники Минтруда уверены, что оклады устанавливает коллектив. Они даже не знают, или делают вид, что не знают, что оклады сейчас по закону устанавливает работодатель. Пожалуйста, послушайте запись беседы с этими чиновниками, профессионально занимающимися юридическим регулированием порядка зарплат бюджетников в РФ. Думаю, Вам самому станет ясно, что нельзя этим «профессионалам» доверять такую больную для страны тему, как зарплаты бюджетников.
Пожалуйста, поручите своим подчиненным узнать: есть ли еще где-нибудь такая страна в мире, где оклады назначает сам руководитель госучреждения, а также имеются следующие «мелочи»:
Законная возможность платить «приближенным» работникам огромные «стимулирующие» и держать обычных работников на копеечном окладе привели к разнице в зарплатах в разы у работников одного учреждения, одной должности и одной нагрузки. Здесь могу привести свидетельства из СМИ, но лучше – спикера Госдумы В. Володина.
В интервью Саратовскому телевидению (ноябрь 2019 года) В. Володин рассказал про зарплаты любимых секретарш в 120 тысяч рублей, любимых уборщиц в 80 тысяч, про зарплаты главных бухгалтеров, превышающие 120 тысяч. Обращаю внимание: это не разовые премии, это зарплаты (!) в государственных больницах города Саратова. (Телеведущая даже воскликнула: «У нас в городе нет таких зарплат!») При этом главврачи, о которых рассказал В.Володин, не пострадали: все законно. Сегодня практика выплаты отдельным сотрудникам (совершенно не обязательно руководящим) запредельных зарплат распространена в бюджетных учреждениях повсеместно. И никакого решения, кроме общих фраз о том, чтобы «профильные Министерства образования и здравоохранения за этим следили», что «нельзя отдавать на откуп», Вячеслав Володин не предлагает.
А решение – в том, чтоб изменить законы, многие из которых названы в моей Петиции.
Михаил Владимирович, если назовете еще одну такую страну, как у нас, где действующие оклады профессоров – около 100 долларов, где государство, как у нас сейчас, фактически только одну норму регулирует на федеральном уровне – зарплата не ниже МРОТ (у работника любой квалификации) – буду благодарна. Но что-то мне подсказывает, что такой страны больше нет. Россия действительно здесь «уникальна», Ольга Голодец права.
Гражданский активист, к. ист. наук Ирина Канторович