Posted 18 июня 2020, 08:20
Published 18 июня 2020, 08:20
Modified 7 марта, 15:05
Updated 7 марта, 15:05
Сергей Мизеркин
Сейчас в Москве закрыто движение по 74 троллейбусным маршрутам; 19 июня число «убитых» троллейбусных линий возрастет до 77. Теперь подчиненные Ликсутова прикидывают, как бы переложить ответственность за предстоящий демонтаж троллейбусной сети... на Службу энергохозяйства Мосгортранса.
С начала февраля до середины июня этого года в Москве прекратили работу аж 23 троллейбусных маршрута. На замену экологичным и экономичным троллейбусам вышли дизельные автобусы. Таким образом, чиновники досрочно перевыполнили свой план по закрытию троллейбусного движения в столице. Первоначально планировалось закрыть за указанный период лишь 16 маршрутов, писали «Новые Известия».
Однако COVID-19 и последовавшие ограничения прав и свобод москвичей развязал руки ведомству Ликсутова: маршруты закрываются «пачками», даже без оглядки на предстоящее голосование по поправкам в Конституцию. Одним махом ликвидировали 6 троллейбусных направлений. Троллейбусы №№21, 27, 61, 74, 77, 82 в последний раз вышли на линию дождливым вечером 31 мая. На 17 июня из 88 ранее действовавших троллейбусных маршрутов функционирует лишь 14, закрыты 6 из 9-ти троллейбусных парков (два из них обслуживают электробусы).
9 мая стал последним днем работы 5-го троллейбусного парка. 18 числа уйдет в историю троллейбусы №№8 и 57, а на следующей день - «тридцатка», исправно перевозившая москвичей и гостей столицы более шести десятилетий.
«Это просто безумие какое-то! У мэрии Москвы, по-моему, троллейбусный психоз! Симптомы болезни выражаются в безумном, непреодолимом желании уничтожить троллейбус до основания! Просто стереть его с лица земли! Лечения пока нет», - не скрывает эмоций Марк Величко в своем комментарии на сайте «Москвичи за троллейбус» (МЗТ).
Транспортные блогеры также отмечают, что все оставшиеся сочленённые троллейбусы в Москве больше не выходят на линию. «Непонятна мотивация данного решения, особенно в период эпидемии, т. к. более вместительный подвижной состав позволяет обеспечить большую социальную дистанцию».
Впрочем, даже при явном ухудшении транспортного обслуживания из-за ликвидации троллейбуса «аналитики» из мэрии решили попиариться: продлили автобус-заменитель троллейбуса 82 аж на целую остановку - до Тверской заставы. При этом два года без дела провисела новая контактная сеть — провода смонтировали в рамках реконструкции площади Белорусского вокзала, но троллейбусы так и не запустили.
Помощник депутата Мосгордумы Георгий Красников в своем блоге проанализировал, откуда волшебным образом у Мосгортранса берутся «лишние» автобусы для замены троллейбусов. Он проанализировал график движения гордости Максима Ликсутова — транспортной системы «Магистраль», цитируют «Городские проекты».
Живописать можно долго, больно кусая столичный Дептранс. Для тех, кто забыл: «Магистраль» запускали как альтернативу метро, пообещав, что интервал между автобусами магистральных направлений не превысит 5 минут. Эдакое наземное метро. Угадайте, что произошло через 4 года после открытия «Магистрали»?
По мнению Красникова, проект с треском провалился - ни один из автобусных маршрутов «М» не удовлетворяет заявленным критериям. Например, маршрут М1 — интервал 9-15 минут в будни (10-12 минут в выходные), а вот по маршруту М5 автобусы следуют через 26 - 29 минут!
«Что, вот, ни одного прямо маршрута в «Магистрали» с заявленными 5-минутными интервалами больше нет? Так, чтобы он был как метро?- вопрошает активист. - На удивление есть! Это маршрут М4. И… барабанная дробь… он троллейбусный!
Действительно, интервал между троллейбусами М4 — 4 минуты! А еще по линии на Ленинском проспекте ходит каждые пять минут троллейбус №4. Значит, интервал между машинами — 2-2,5 минуты! Вот тебе и «троллейбусное» метро. Как же так? Ведь в своих «ученых» объяснениях Дептранс который год талдычит, что «контактная сеть устарела, что невозможно увеличить количество подвижного состава»? А ведь еще год назад по Ленинскому вперемежку с «рогатыми» М4 и 4 и троллейбус №7 ходил. И ничего, «устаревшие» провода и тяговые подстанции справлялись с интенсивным троллейбусным трафиком.
Зато, как утверждают общественники, каким-то сверхъестественным образом упал выпуск на бывших троллейбусных маршрутах Филевского автобусно-троллейбусного парка (сейчас троллейбусное отделение обслуживает электробусы). Так, если верить данным троллейбусников, с 3-июня произошел «обвал рейсов» у «троллейбусозаменителей»: автобусов Т54 — с 209 рейсов до 183, а у Т66 чуть ли не вполовину: с 101 до 62 рейсов, аналогично — у экс-троллейбуса Т34.
Не дрогнув, накануне Великой Победы, Москва лишилась «Синего троллейбуса» - в салоне «железного рогоносца» барды исполняли песни. А курировал «музыкально-экскурсионный» проект народный артист СССР Василий Лановой. Говорят, он ходил просить помощи самого Сергея Семеновича! Активисты утверждают, что троллейбус с гаражным номером 5838 варварским образом «был перекрашен валиком в брендбук Московского транспорта и передан в Балаково».
Не менее печальная судьба постигла 5-ый троллейбусный парк, что на Красной Пресне - его «временно» переделывают в автобусный парк.
Жителям окрестных домов можно только посочувствовать. Три дома по Ходынской улице и Улице 1905 года, по мнению защитников троллейбусов, расположены ближе 50-ти метров к новоиспеченному автопарку, что запрещено Требования пожарной безопасности НПБ-111-98 и Своду правил (СП) 42.13330.2011. В данный момент также идёт строительство гостиничного комплекса по 1-му Земельному переулку, примыкающего непосредственно к территории 5-го парка. Застройщик и будущие постояльцы, несомненно, будут «в восторге» от такого соседства.
Впрочем, даже если когда-то троллейбусное депо станет эксплуатировать электробусы, «временную» АЗС все равно нужно будет оставлять - в осенне-зимний период электробусы заправляются...топливом — обогревается салон электробусов дизельным отопителем без дополнительных фильтров очистки.
При этом троллпарк не может обслуживать автобусы, поскольку цеха для троллейбусов не оборудованы специальной вытяжкой для выхлопных газов и контрольно-диагностическими стендами для обслуживания и ремонта автобусов.
В Дептрансе, напротив, считают, что площадка «Ходынская» - так нынче называется 5-ый парк - вполне пригодна для обслуживания автобусов. Согласно тексту выложенного на сайте «Москвичи за троллейбус» официального ответа зама Ликсутова г-на Пронина №17-80-673/20 от 1 июня 2020 года, в настоящее время на территории троллейбусного депо устанавливается контейнер на 20 кубометров моторного топлива «не менее 40 метров от жилых и общественных зданий», и что заправка соответствует «Техническим регламентам о требованиях пожарной безопасности» 2008 года, а также действующим санитарным нормам. В конце письма Дмитрий Пронин обнадеживает: перевод автобусных маршрутов филиала «Центральный» (входит 1-ый, 5-ый и Филевский троллейбусные парки) на обслуживание электробусами «планируется завершить в 2022 году». Впрочем, цена подобных обещаний нивелируется их неисполнением. Ну обещал же Собянин по ТВ не ликвидировать троллейбус...
Да и с декларируемым переходом с автобусов и троллейбусов на электробусы у столичного транспортного комплекса напряг: троллейбусы могут преспокойно работать до плановой замены электробусами, как это было при запуске первых дизель-электробусов на ВДНХ - 6-ой троллейбусный парк выпускал на маршруты и троллейбусы, и электробусы, пока, по мере поставки нового подвижного состава, полностью не перешел на аккумуляторный транспорт. Однако в ответе московских транспортников причина выбытия из эксплуатации троллейбусов тривиальна - «физический износ», что, впрочем, не мешает «устаревшим» электромашинам отправляться в другие города, где они продолжают успешно эксплуатироваться. По разным сведениям, Москва подарила десяткам региональных трамвайно-троллейбусным управлениям порядка 300 своих троллейбусов. И останавливаться не собирается. Даже очередь образовалась за халявным московским электротранспортом.
Объяснить москвичам, чем современные низкопольные троллейбусы «БКМ» или «Тролза» 2012 года выпуска с автономным ходом, как и прошедшие несколько лет назад капремонт троллейбусы, хуже дизельных автобусов, специалисты Ликсутова не считают нужным. «В Москве более 1300 автобусов «ЛиАЗ» 2011 года выпуска экологического класса «Евро-4», почти выработавших 10-летний срок. Формально они запрещёны к эксплуатации. Еще осталось штук 100 автобусов класса «Евро-3», которые ещё не заменили, несмотря на огромные поставки автобусов. Но ведь у мэрии первоочередная задача - ликвидировать троллейбус», - отметили в МЗТ. - Интересно, как будут «списывать» новые 46 троллейбусов, собранные в 2017 году на московском «СВАРЗе»?
И все же на Тверской, 13 понимают: рано или поздно отвечать придется. После публикации в СМИ финального плана ликвидации Московского троллейбуса вице-мэр Москвы Максим Ликсутов успокаивал москвичей: «конкретной даты, когда у нас произойдет списание последнего троллейбуса, не назначено».
Рупор московской пропаганды - «Вечерняя Москва» - в апреле даже напечатала усыпляющую бдительность статью «Списывать московские троллейбусы со счетов пока рано».
Издание приводит слова главы столичного Дептранса о том, что «нет информации о том, когда уберут контактную сеть». Стоп, с этого места поподробнее. Максим Станиславович как-то рано «обнулил» ставший достоянием общественности действующий Протокол совещания Департамента транспорта от 16 сентября 2019 г. за № 61-07-759/9 о ликвидации троллейбуса и демонтаже контактной сети к «сентябрю 2020 года». Есть документы и посвежее - причем заместитель Собянина подписывал эти документы собственноручно.
Так, в соответствии с поручением М.С. Ликсутова от 17 марта 2020 года №17-35-3048/20, Службе энергохозяйства Мосгортранса (цитируем факсограмму) «необходимо организовать работу по подготовке документации по демонтажу и дальнейшему списанию объектов ГУП «Мосгортранс». Демонтаж связан с масштабной программой благоустройства общей сметой в 350 млрд. В концепцию города-сада, в отличие от дизельного автобуса, экологически чистый и харизматичный троллейбусный транспорт не входит.
Чиновников даже не смутил факт полной модернизации троллейбусной инфраструктуры, проведенной, в частности, при расширении шоссе Энтузиастов или того же проспекта Андропова, где эстеты от Дептранса потребовали снять так называемые межпутные перемычки — провода, соединяющие разные направления троллейбусных линий. Чтобы провода не «закрывали небо», пересекая улицу, их убрали в специально проложенные коллекторы, что весьма и весьма накладно.
На сайте «Москвичи за троллейбус» выложен перечень улиц, где намечено снять контактную подвеску: помимо указанных отремонтированных проспектов значатся Симоновский вал, Велозаводская, Липецкая, Бакинская улицы, Улица Красная Пресня, а также Ленинский проспект и другие адреса.
Инженерному персоналу энергохозяйства Мосгортранса необходимо подготовить Акты обследования и Технические заключения, подлежащей демонтажу троллейбусной инфраструктуры. Самое интересное - фактически в этих самых «актах» и «техзаключениях» начальники Службы энергохозяйства должны взять на себя ответственность за списание абсолютно несамортизированной контактной и кабельной троллейбусной сети!
Например, в Акте технического состояния (копия есть в распоряжении Ред.) особо отмечено, что «осмотренные элементы контактной/кабельной инфраструктуры соответствуют техническим требованиям и пригодны для дальнейшей эксплуатации». При этом требуется убрать не только троллейбусные провода, но даже опоры: столбы следует срезать «на уровне земли без демонтажа фундаментной части, но с благоустройством тротуарного покрытия».
В техническом заключении (копия есть в распоряжении Ред.) комиссия в лице Главного инженера Службы энергохозяйства, заместителя директора энергохозяйства и начальников районов контактной сети должны подписать «вывод»: «Списание объекта связано с прекращением движения и отсутствием перспектив возобновления троллейбусного движения, а также для сокращения затрат на эксплуатацию инфраструктуры наземного городского пассажирского транспорта».
По счастью для защитников троллейбусов, работы по благоустройству в связи с пандемией пришлось приостановить. Однако на Красной Пресне сеть срезали в начале июня, включая новый участок у метро «Краснопресненская». Говорят, практика срезки троллей «по звонку» - обычное дело. В тоже время, как пояснили «НИ» в пресс-службе Департамента капитального ремонта, работы по благоустройству «поставлены на паузу до особо распоряжения мэра Москвы.
Работы по демонтажу контактной сети мы не ведем. Скорее всего, работы выполняет по своему плану Мосгортранс».
Департамент транспорта и «Мосгортранс» отказались отвечать на серию запросов редакции «Новых Известий». По сведениям наших источников, документы на демонтаж контактной сети уже поступили на согласование.