По просьбе «НИ» Сергей Бычков, доктор исторических наук, историк русской церкви, прокомментировал ситуацию.
— Были ли в новейшей истории прецеденты захвата монастырей и неповиновения священноначалию?
— Похожая история произошла с епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, который в 2007 - 2008 годах выступал против руководства РПЦ и патриарха Алексия Второго.
Он митинговал, агитировал, обличал. Было предпринято несколько увещеваний. В Анадырь был направлен епископ Сергиево-Посадский Феогност с двумя старцами из Троице-Сергиевой Лавры, потому что Диомид до рукоположения в епископы был насельником этого монастыря. Поездка на Чукотку Феогноста со старцами стала последней попыткой увещевания. К сожалению, это не принесло результата. Диомид упёрся, говорил, что церковь погрязла в грехах. В результате он был запрещён в священнослужении.
Диомид разорвал общение с Русской православной церковью, назвав её «служанкой Антихриста», с группой своих сторонников создал малочисленное религиозное объединение «Святейший правительствующий синод Русской православной церкви». Сейчас он прекратил активную деятельность, растворился в небытии. Живет где-то на Украине как частный гражданин Сергей Дзюбан. А на территории России действует несколько небольших епархий, происходящих от Диомида.
То, что касается духовника Среднеуральского монастыря Сергия Романова, то это история безобразная. Он был милиционером, убил человека и отсидел в заключении тринадцать лет.
Согласно канонам православной церкви человек, который совершил убийство ни в коем случае не может быть священником. Никогда, ни при каких обстоятельствах! Он может быть простым монахом, если уж он решил прийти в церковь.
То, что этот человек был рукоположен, стал духовником известных лиц – той же Натальи Поклонской, это не вписывается ни в какие рамки, и действительно говорит о том, что в церкви тяжелейший кризис.
За то время, пока он был духовником монастыря, Сергий настроил около десятки скитов в труднодоступных местах. Возникает аналогия со старообрядческим расколом середины 17 века. Хорошо, его изгонят из этого монастыря – он уйдёт в скит. У него масса фанатичных поклонников, масса последователей, и это, конечно, будет посильнее чем епископ Диомид.
— Какие есть рычаги влияния? Сейчас Сергия охраняют казаки, изгнанные монахини вызвали полицию…
— Это приведёт к столкновению. Вы знаете, что в России на руках у частных лиц – огромное количество оружия. Чаще всего это оружие не зарегистрировано. У нас достаточно людей, которые нелегально участвуют в военных столкновениях как на территории России, так и за её пределами. Они возвращаются из горячих точек и привозят с собой оружие. Может повторится история Дальневосточных партизан, которые расстреливали полицейских. Я думаю, что может дойти до этого.
Психология людей Зауралья отличается от психологии людей Европейской части России, где народ достаточно прибитый и вымирает. За Уралом это может привести к вооружённому столкновению.
— Можно ли говорить о том, что Сергий собрал вокруг себя религиозных фанатиков?
— Конечно, он и сам невежественный и фанатичный человек. Я не зря вспоминал старообрядческий раскол: какова была причина старообрядческого раскола? Креститься двумя перстами или тремя перстами! Как совершать крестный ход – по ходу солнца или против хода солнца? Казалось бы, смешные вещи, из-за которых не может расколоться церковь! Здесь мы имеем то же самое – бредовые мысли о чипировании через кровь… но, к сожалению, большая часть нашей паствы не просвещена, невежественна, и такие люди как Сергий Романов находят благодарную почву. Фанатические призывы сильно воздействуют на этих людей.
15 июня в Екатеринбурге собрался в полном составе Епархиальный церковный суд. Приехал и Сергий. Но члены суда оказались не в состоянии провести его на должном уровне, поэтому он был отложен на неопределенное время. Видимо, этим и объясняется сегодняшний визит полиции. Решили всё переложить в очередной раз на светские власти. Возможно, что Сергия могут обвинить в экстремизме. А это уголовная статья.