Ефремов – персона публичная, история громкая, и обсуждение не утихнет еще долго. Однако погибший водитель службы доставки – это не чиновник московской мэрии Пак, которого в свое время так неудачно побили футболисты Кокорин и Мамаев. Поэтому вопрос о том, ответит ли по всей строгости закона артист, отправивший на тот свет простого работягу, остается открытым.
Посмотрим, чем заканчивались подобные истории ранее – увы, но пьяные убийцы на российских дорогах – явление не уникальное. По данным ГИБДД, в прошлом году в состоянии алкогольного опьянения было совершено 14.689 аварий, в которых погибло 4.050 человек и 20 тыс. пострадало. То есть каждый день на дорогах России погибает в среднем по 11 человек из-за чрезмерного увлечением алкоголя.
О большинстве таких случаев мы никогда не узнаем – далеко не все попадают в сводки новостей. Зачастую «героями» таких событий становятся люди, наделённые особым статусом: судьи, прокуроры, полицейские и даже служители церкви. «Новые Известия» изучили громкие случаи за последние 10 лет, чтобы понять, какое наказание может ожидать «привилегированные» категории людей, в привычку которых входит игнорировать общепринятые правила и оказываться перед лицом закона немного «ровнее» остальных.
Цена свободы для судей-убийц – 1.5 млн рублей
Подмосковному судье Валерию Сасу, устроившему в состоянии алкогольного опьянения ДТП с двумя погибшими в 2011 году в Ульяновске, после двух лет судебной тяжбы назначили наказание в виде 5,5 лет колонии-поселения. Гособвинение требовало лишить его свободы на 8,5 лет. Свою вину Валерий Сас не признал, утверждая, что суд признал его виновным под давлением прессы, но компенсацию семье погибших в размере 1,65 млн рублей выплатил.
В том же 2011 году судья из Казани Эдуард Солдатов в нетрезвом виде задавил 23-летнего пешехода. Сначала никаких санкций не последовало: судья написал заявление на увольнение по собственному желанию после пикетов у стен суда. А уголовное дело было возбуждено позже по требованию главы Следственного комитета Бастрыкина. Однако после того, как Солдатов заплатил компенсацию в 1,5 млн рублей и извинился, уголовное дело было закрыто. По официальной версии родственники сами ходатайствовали о прекращении дела по совету имама.
2014 год был особенно «урожайным» на приговоры для пьяных судей за рулём. Верховный судья Чувашии Андрей Емельянов, насмерть сбивший в 2011 году 34-летнюю женщину на пешеходном переходе, получил условный срок. Бывший врио председателя Братского суда Андрей Ляпустин получил 2 года условно за пьяное ДТП с тяжёлыми травмами потерпевшего – его пришлось вводить в искусственную кому. Судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга Ирина Серова устроила ДТП с мотоциклисткой с летальным исходом и получила 2 года колонии-поселения.
С божьей помощью: как уходят от ответственности священники-убийцы
В феврале 2015 года священник Владимир Гаврилов (духовник Фёдора Емельяненко) устроил ДТП в пьяном виде на внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. После аварии он уснул в машине, а сотрудники ДПС обнаружили в машине пустые бутылки от водки, пистолет и 3 млн рублей. Приехавшей журналистке он пророчил смерть на следующий день, а сотрудникам полиции угрожал проведением экспертизы, которая за его духовный сан покажет, что виноват был водитель грузовика, ехавшего по главной дороге. Наказания для Гаврилова не последовало, его даже не лишили водительских прав. Остается только молиться, чтобы не столкнуться с ним на дорогах.
В июне 2016 года в Петрозаводске суд вынес приговор священнику Ивану Петунову, который, управляя автомобилем в нетрезвом виде, насмерть сбил человека. Наказание – 4 года колонии-поселения и компенсация в 1 млн рублей.
В 2017 году настоятель Предтеченского храма села Парское иеромонах Протолеон (Белозерцев) в нетрезвом виде сбил жительницу Шуи, ехавшую на велосипеде. Женщина от полученных травм скончалась. Кинешемская епархия оплатила похороны и выплатила компенсацию семье погибшей. Более о ходе уголовного дела не известно. Вероятно, после выплаты компенсации оно было закрыто.
В январе 2019 года нетрезвый священник Андрей Парфёнов в Великих Луках Псковской области устроил ДТП с двумя пострадавшими. Все выжили, но травмы потерпевшие получили. Наказание - 18 месяцев условно.
Сотрудники правоохранительных органов «равнее» других перед законом
Пути господни оказались настолько неисповедимы, что божий промысел особо впечатлительные могут усмотреть в «ответных» историях, где служители церкви стали фигурировать в роли жертв. Так, в сентябре 2016 года полицейский из Ивантеевки Юрий Иванов, выпив в баре, врезался на большой скорости в припаркованный на Ярославском шоссе в районе г. Пушкино автомобиль. Вся семья священника из 4 человек, включая маленького ребёнка и беременную женщину, находившиеся в припаркованной на обочине машине, погибли. Суд длился год и завершился шестью годами колонии-поселения и компенсацией порядка 5 млн рублей.
В иных же случаях наказание вовсе не обязательно. В ноябре 2013 года в Калуге начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области подполковник полиции Сергей Щенников насмерть сбил пешехода. Но следствие установило, что в крови пешехода алкоголя было ещё в 10 раз больше, чем у полицейского (0,58 промилле при нынешней допустимой погрешности в 0,16 промилле следствие посчитало «остаточным присутствием алкоголя»), и вообще он сам ночью выпрыгнул под колёса.
В Бурятии в 2017 году пьяный полицейский Глеб Сургучев с пассажиром (тоже полицейский) на трассе М-55 вечером сбил девушку. Верхняя часть расчленённого от удара на пополам тела попавшей пробила лобовое стекло и попала в салон. Виновные продолжили движение и до утра пытались скрыться и сжечь машину с останками тела, но неудачно. Спустя год семья погибшей узнала, что дело закрыто, и даже права виновному возвращены.
Однако есть исключения, когда и сотрудников правоохранительных органов настигает правосудие. Но, как известно, исключения лишь подтверждают правило.
В мае 2018 года в Ижевске нетрезвый сотрудник МВД насмерть сбил велосипедиста. Водитель отрицал свою вину и дело, возможно удалось бы замять, если бы погибший тоже не оказался сотрудником МВД. Результат – лихачу 3 года колонии поселения.
В марте 2020 года под Энгельсом пьяный водитель не справился с управлением и улетел в кювет. В результате погиб пассажир машины. Суд вынес одно из самых строгих наказаний в нашей подборке – 5 лет и 1 месяц в колонии-поселении. Можно только гадать о причинах вдруг восторжествовавшего правосудия, но мы склонны полагать, что наиболее вероятная причина строгости кроется в том, что пассажиром был депутат заксобрания Фёдоровского района Саратовской области.
Более 5 лет лишения свободы для устроившего смертельное ДТП, как показывает наша подборка, это действительно суровое наказание. Люди в погонах, как правило, обходятся меньшими сроками.
В мае 2019 года в Саратове инспектор городской полиции Михаил Плотников в нетрезвом виде насмерть сбил школьника и попытался скрыться с места происшествия. Сторона защиты просила рассмотреть дело в особом порядке, но мать погибшего ребёнка отказалась. Дело прошло быстро: приговор в 4,5 года колонии общего режима (обвинение требовало 5,5 лет) и компенсации в 800 тыс. рублей был вынесен уже через 3 месяца.
Сезон охоты
Интересную тенденцию стоит отметить по итогам анализа судебной практики в отношении нетрезвых водителей, устроивших ДТП с летальным исходом. Можно предположить, что в разное время следственный комитет спускает разнарядки на непредвзятую работу по разным группам людей. В 2013 - 2015 годах в приоритете были священники (на задержание Гаврилова даже журналисты прибыли), в 2014-м особое внимание было приковано к судьям.
А с 2018 года в большом количестве пошли уголовные дела относительно сотрудников МВД. Да так рьяно взялись за это дело, что даже стали пересматривать старые случаи. Например, главе ГИБДД г.Троицка Челябинской области Марату Хакимову https://74.ru/text/criminal/66391939/ отменили оправдательный приговор за то, что он дал распоряжение своему подчинённому не указывать в протоколе факт алкогольного опьянения коллеги, устроившего аварию. Вы верите в то, что до 2018 полицейские пьяными не ездили за рулём, а потом сорвались?
Статистику по пьяным ДТП с артистами и прочими «селебрити» мы подробно рассматривать не стали. Там тоже ни одного наказания с максимальным сроком по данной статье. 12 лет не отсидел еще никто. Везде история стандартная – 3-5 лет колонии поселения максимум. А чаще всего удается откупиться. Наказание, как правило, тем строже, чем выше статус погибшего под колесами.
Одно можно сказать точно: наглеют на дорогах представители тех или иных статусных групп регулярно, ездят пьяными и сбивают пешеходов – тоже. А вот строгость наказания, вероятно, варьируется от установок сверху. Остается только наблюдать, появится ли сейчас разнарядка «справедливого суда» над артистами, певцами и прочими шоу-менами.