Сергей Львов
Для начала цитируем сообщение из новостной ленты:
"Депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков поддержал разработку в России новой системы тестирования водителей на алкогольное опьянение, которая позволит проводить массовые облавы (выделено нами - ред.) на пьяных водителей."
Что это за система - расскажем ниже. А пока зафиксируем термин "массовые облавы".
В представлении депутата и сторонников подобных мер никакой презумпции невиновности у россиян нет. Во всяком случае - у водителей автотранспорта. Подобно уголовным преступникам, они просто обязаны подвергаться и массовым облавам, и тотальным проверкам на всё и вся, независимо от своего поведения на дороге, состояния авто и тому подобных обстоятельств.
Если ты сель за руль - то уже потенциальный преступник, убийца, алкаш, наркоман... Потому что любой дорожный полицай, не говоря о причинах остановки, не называя своего имени и должности, может и сегодня мордовать любого водителя сколько захочет по причине неких туманных подозрений. В конце февраля автора этих строк, например, в течение 6 часов в центре Москвы мариновали со сдачей мочи и тестами на алкоголь. Которые в конце концов показали полные НУЛИ. Но времени и нервов на эту откровенную разводку с участием как минимум 5 офицеров было потрачено немало. До сих пор снятся азартные рожи этих "охотников за нарушителями".
И замечу: останавливать десятки водителей на одном посту никакой закон не запрещает. И зовется эта деятельность гаишников "массовыми проверками", "спецоперациями" и тому подобными эвфемизмами полицейщины.
А что же будет, когда этот самый контроль дополнится "массовой облавой"? Это когда тебя, будто бы свободного гражданина России, загонят на обочину или стоянку, соберут там ещё полсотни таких же бедолаг, которые то на работу спешат, то в аэропорты, а дальше снующие "охотники" в погонах будут совершать пассы новейшим прибором, который (цитирую описание) "осуществляет поиск паров этанола в воздухе на большом расстоянии. И таким образом новый метод позволит проверять не одного, а сразу много водителей".
О как! Прогресс так и прёт стремительным домкратом! И в первую очередь пролезает в головы законодателей!
"Водитель, который принял алкоголь и сел за руль рассчитывает, что где-то огородами доедет до дома. Если он будет знать, что на любой улице могут остановить не одного водителя, а 20, 30 или даже 50 автомобилей и сразу быстро скринингом проверить, тогда такое ожидание массовой проверки может предотвратить употребление алкоголя людьми.", - рассказал депутат Лысаков радио "Спутник".
Да помилуйте, мистер Лысаков! Водители и без ваших новаций отлично знают, что остановить на проверку могут где угодно и когда. Для этого никакие скриннинги не нужны. Кроме того, уже принятые меры по борьбе с пьянством за рулём никак не назовешь "либеральными" или недостаточными. И они работают! За пять лет российский автопарк вырос на 30 процентов, а вот число "пьяных" ДТП держится на одном уровне. Да, оно в сравнении с Швецией непростительно велико в России. Но все же требовать новых драконовских мер против водителей нет оснований.
Напомним, что в прошлом году власти ужесточили уголовное наказание за пьяное вождение, если таковое повлекло тяжкий вред здоровью или смерть человека. Например, если человек получил тяжёлые травмы, то виновнику аварии грозит до семи лет тюрьмы. В случае смерти человека — до 12 лет, а за гибель двух и более лиц могут лишить свободы на срок до 15 лет.
В свою очередь, за само по себе управление машиной в нетрезвом состоянии могут оштрафовать на 30 тысяч рублей и на два года лишить водительских прав.
И что характерно: сам Лысаков прекрасно понимает недостаточность одних карательных мер.
"Мы это не можем остановить, пока не произойдут изменения в сознании и пешеходов, и водителей. А это надо делать с детских лет: уважение к чужой и своей жизни. Здесь как раз более эффективны меры социального воздействия. Та же реклама социальная в прайм-тайм, которой вообще нет на федеральных каналах, а не ужесточение мер. Мы-то подходим только с точки зрения усиления ответственности, репрессивных мер. А людей надо просвещать, образовывать и воздействовать на мозги. Учёные говорят, что 30-секундный ролик приводит к тому, что у не менее 60% просмотревших, если он действительно талантливо и ярко снят, мозги на место встают. А мы этот потенциал вообще не используем". - заявлял Лысаков 8 июня сего года.
Вот и отлично! Но чего же никто всерьёз не занимается агитацией против пьянства за рулем?
Для чего тогда нужны новые скриннинги? Они скорее всего и вероятнее всего нужны производителям очередной приблуды для сладеньких госзакупок в общероссийских масштабах.
Именно так произошло с тестами на экспресс-анализы мочи для водителей. Ввели их по настойчивому требованию главного нарколога РФ, который умудрился доказать Думе и депутату Лысакову в частности, что употребленные неделю назад 20 капель валокордина (валидола, валосердина и ещё более 100 лекарственных препаратов из свободной и безрецептурной продажи) не дают права управлять транспортными средствами, ибо являются наркотиками!
Депутаты немедленно согласились с ахинеей нарколога - и вот теперь то и дело встречаешь на дорогах мобильные пункты по сдаче мочи водителями. И что характерно: сию секундный анализ на предмет запрещенных препаратов делается полосочками-тестами. Которые - что бы вы думали??? - производят очень близкие к главному наркологу предприятия с объёмом продажи на многие миллионы бюджетных рублей. При этом точность экспресс-анализов не является стопроцентной. И как в моем персональном случае лабораторный анализ мочи напрочь опровергает показатели выездных проверок с последующими разводками водителей на "лишение прав".
В этом контексте вспоминается, как тихий ужас, и афера с нулевым промилле для водителей. Отмененный Путиным в июле 2013 года закон настолько скомпрометировал своих создателей, что им бы впору было залечь на дно и никогда больше не придумывать тяжких испытаний для десятков миллионов сограждан. Ан-нет! Не прошло и семи лет, как те же законодатели ратуют за какие-то супер-пупер уловители этанола в радиусе на километр несвежего воздуха!
Поэтому аплодировать "инновациям" от Лысакова не следует. Скорее всего они окажутся очередным "фильтром от Петрика" или подобных аферистов.
И вообще жизнь приучила нас, водителей и пассажиров, думать над каждым нововведением: а кому оно выгодно? Телеграм-каналы, например, анализируя деятельность одного известного депутата Думы, пришли к выводу о том, что он лоббирует покупку Яндексом одного крупного агрегатора такси, тем самым создавая олигополию на рынке перевозок. Сделка была отменена из-за претензий ФАС. Но активность депутата вовсе не пошла к нулю.
Так что будем следить за ручками...