Иван Петровский
Как видно из новостей, работы по ликвидации разлива из лопнувшей в результате просадки грунта цистерны идут полным ходом, не прерываясь ни на минуту. В операции задействованы почти 400 сотрудников "Норильского никеля" и полторы сотни специалистов от «Морспецслужбы», «Газпромнефти» и АО "Транснефтьсибирь". На сегодняшний день ликвидаторы вынули почти 17 тысяч кубометров грунта (именно в него впиталась значительная часть разлившегося дизтоплива), очистили от бензиновой плёнки более 26000 м2 поверхности рек Далдыкан и Амбарная, откачали более 2,5 тысяч кубометров топливной смеси...
Слаженности работе всех служб и ведомств, занятых в ликвидации последствий разлива, придало «напутствие» президента Путина, дважды в течение прошлой недели обсуждавшего эту проблему со всеми участниками событий. Казалось бы, самое время засучить рукава и работать, оставив вопрос выяснения всех причин ЧП следственным органам и прокуратуре. Однако очень быстро скандал экологический стал перерастать в странную межведомственную толкотню.
Началась она с бурного выяснения, кто кому и что сообщил в тот злополучный день 29 мая, когда случалось ЧП, а закончилось неожиданным самобичеванием сотрудника Норильского отделения Росприроднадзора Василия Рябинина, обвинившего своё руководство в бездействии и попытках скрыть истинные масштабы произошедшего. Признание чиновника странным образом совпало с целой серией публикаций с критикой руководства Росприроднадзора, а также массированным вбросом далеко не всегда корректной информации о загрязнении озера Пясино и даже Карского моря. Можно было бы махнуть рукой на крики «диванных экспертов», однако удивительная слаженность «разоблачительных» публикаций и явное подогревание этой темы в социальных сетях не оставляют сомнений – вся эта алармистская кампания кем-то искусно подогревается. Да и саморазоблачающий видеоролик норильского чиновника кто-то тоже режиссирует, сам при этом оставаясь за кадром.
В этой связи обращает на себя внимание, что среди всех действующих лиц в истории с протечкой солярки - от Президента страны до компаний Газпромнефть и Транснефть, пришедших на помощь норильчанам – отсутствует другой крупнейший акционер Норильского никеля - компания РусАл. Это выглядит странным, ведь, невзирая на многолетний корпоративный конфликт с Владимиром Потаниным, алюминиевая компания могла и должна была предложить свою помощь в ликвидации последствий аварии. Заметим, что для Олега Дерипаски дивиденды от «Норильского никеля» - главный источник поддержки РусАла, давно находящегося в кризисе. Источник настолько важный, что в этом году алюминиевая компания даже заблокировала предложение других акционеров снизить дивидендные выплаты «Норильского никеля», чтобы направить средства на масштабную модернизацию.
Когда же в Норильске произошло ЧП, РусАл ограничился заявлением о «своей обеспокоенности», не предложив никакой конкретной помощи. При этом ничто не мешает алюминиевой компании продолжать использовать нынешнее ЧП для дискредитации своих оппонентов в «Норильском никеле» - например, через скандальные публикации в СМИ и вброс сомнительных фактов и никем не подтвержденных экспертиз.
Хуже всего то, что организаторы этой закулисной кампании не гнушаются даже тем, чтобы привлекать к ней западных «специалистов», всегда готовых обвинить Россию во всех происшествиях на планете. И что с того, что этот наносит прямой удар уже не по "Норильскому никелю" или краевой администрации, а по имиджу всей страны? Деньги, тем более большие, не пахнут.