Posted 4 июня 2020, 17:15
Published 4 июня 2020, 17:15
Modified 7 марта, 14:47
Updated 7 марта, 14:47
«СПИМ ПО ОЧЕРЕДИ, ОБЕДАЕМ СТОЯ»
Юлия Архипова, эксперт ассоциации адвокатов России «За права человека»
Согласно демографическому прогнозу Росстата, естественная убыль населения в нашей стране будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно. В ответ на этот вызов президент объявил о «перезагрузке» демографической политики страны. Ее суть – в усилении поддержки семьям с детьми, особенно многодетным семьям, в которых государство видит свою демографическую опору. Материнский капитал, ежемесячные пособия на ребенка, льготная ипотека безусловно, стимул к повышению рождаемости. Вот и Росстат отмечает: число многодетных семей в России за шесть лет выросло на 25 процентов. На сегодняшний день троих детей воспитывают 1 млн 233 тысяч российских семей, четверых имеют 233 тыс. семей, а от пяти до семи — 95 тысяч. 5 тысяч семей воспитывают восемь-десять детей, 929 семей имеют 11 и более детей.
Хвала государству, аплодисменты семьям - героям!
Но мы не на трибуне…
«Многодетность хуже проказы», - такими словами начинается чуть не каждое письмо в ассоциацию адвокатов России «За права человека». Доведенные до отчаяния многодетные родители осмысляют свой путь к большой семье как негативный опыт. Читаю, перечитываю, анализирую…
Мне сложно согласиться.
Во-первых, в большинстве случаев это осознанное решение – иметь и воспитывать множество детей. Во-вторых, потому что за время работы над темой мне встречались отнюдь не «халявщики», жаждущие за счет детей, как принято считать, получить льготы от государства, а очень ясные и светлые многодетные родители, которые поставили себе цель быть счастливой семьей и заботиться о детях и без обещанной государством «Газели» и бесплатных продуктовых наборов к праздникам.
Я вижу, от чего эта горечь в письмах родителей.
Практических всех многодетных, где в семье нет собственного олигарха или крупного чиновника, объединяет одно – отсутствие жилья или умопомрачительно маленькая площадь. При этом очередь на получение квартиры многодетным примерно - как пешком до Луны, а шансы на получение единовременной выплаты на приобретение жилья столь же призрачны, как мираж оазиса в пустыне. Особенно если родители работают в МВД, ФСИН, МЧС и других государственных структурах, само устройство которых мало способствует человеческому решению житейских проблем своих многодетных сотрудников. Для региональных властей как раз работа «в структурах» является аргументом, чтобы не спешить с предоставлением жилья многодетной семье, а то и вовсе под этим предлогом исключить ее из очереди. Такой вот казус…
Примеров много, но есть один, поразительный несоответствием – многодетная семья Чижовых из Санкт-Петербурга, которая воспитывает пятерых детей. С одной стороны - интеллигентные скромные родители, воспитывающие родных детей, с другой - необъяснимые манипуляции с их очередью на получение единовременной выплаты для приобретения жилья.
Алексей и Юлия Чижовы не скрывают своего непростого положения, но все равно о проблемах рассказывают с улыбкой – так им удается поддерживать детей спокойными и поддерживать в них чувство собственного достоинства.
Пятеро детей – осознанно принятое решение. Алексей Чижов на вопрос, как они стали многодетными, ответил, что когда увидел Юлию, то сразу понял, что с ней получится большая и крепкая семья, где найдется место для каждого ребенка, сколько бы их ни было. Не остановили пару и стесненные жилищные обстоятельства – Юлия работает в МЧС и это давало уверенность, что положенная государством выплата позволит приобрести достойное жилье.
С 2014 года семья стоит на очереди на её получение. С самого начала очередь продвигалась как надо - от года к году. Чижовы приближались к началу списка, но вдруг стали отодвигаться все дальше к концу. На вопрос, почему так, семье было сказано, что принято решение давать в первую очередь квартиры тем, у кого только что родился третий ребенок. Мать пятерых детей это поставило в тупик:
– Как так может быть?
У кого-то трое – и квартира на блюдечке, а у нее пять и туманная перспектива. Да и старший сын неумолимо становится совершеннолетним, а вот уже и 20 лет и очевидно, что еще пара лет и он «выпадет» из обязательств по единовременной выплате. Так, кстати, и случилось, старшего сына Чижовых систематично пытались исключить из выплат, а потом сняли с очереди и восстановили уже после того, как по возрасту ему стало ничего не положено.
Вы спросите, а как так получается, что пока ребенок маленький выплата ему положена, а как вырос, - так и жилплощадь не нужна? А вот так и получается: вырос в многодетной семье раньше срока - государство ему ничего не должно. Хочет, может уйти из семьи, а может продолжать и дальше жить с братьями и сестрами на 39 кв.м. общей площади в однокомнатной квартире. Именно это единственное жилье, которое есть у семейства Чижовых.
Давайте посчитаем, попросту поделим 39 кв.м. на семь человек. У меня на калькуляторе высвечивается цифра 5,5 кв.м. Вот столько площади приходится на каждого члена семьи Чижовых – и на самого старшего 24-х лет и на самого младшего 3,5 лет. Каждому по 5,5 кв.м.
Что отличает Чижовых в их ситуации? То что они организовали свою жизнь и быт так, чтобы каждый чувствовал себя самым главным в жизни родителей, что, согласитесь, непросто в однокомнатной квартире. Пока младшие спят крепким дневным сном, все остальные члены семьи, кто в этом время находится дома – тихо сидят на кухне. На кухне место семейных посиделок и праздников, и место для учебы и работы – именно тут готовятся домашние задания и пишутся магистерские диссертации. В комнате все поделено на компактные зоны, чтобы под крышей двухэтажной кровати можно было делать уроки, чтобы одежда помещалась в аккуратно вписанный в комнату шкаф, чтобы у младших была своя игровая зона. Шутят: спим по очереди, едим стоя… В семье нет ссор, все терпеливы друг к другу и у каждого есть свои домашние обязанности - такой самоорганизованный коллектив, общество в миниатюре. Учиться этому и учиться.
Все бы ничего, но теснота и постоянное нахождение в одном пространстве начали сказываться на здоровье. Одна из дочерей Чижовых приобрела астму в этой квартире, здесь бывает дефицит кислорода – головные боли, гипоксия. Отсутствие личного пространства, несмотря на атмосферу доверия, давит психологически – уединиться негде, вся жизнь – на виду.
Думали ли Чижовы, что застрянут в «однушке»? Нет, были уверены, что государство поможет. А оно выкинуло из очереди.
Правда, был момент, когда Чижовым предложили трехкомнатную квартиру. Интригующе, да? Вы уже подумали, ну вот, тоже мне нос воротят от «трёшки», дом небось хотят частный. А вот и нет. «Трёшка» служебная, которую надо покинуть, когда выйдешь на пенсию. Конечно, в МЧС выход на пенсию в довольно молодом и бодром возрасте, но возвращаться из казённой трехкомнатной квартиры в однокомнатную квартиру – суровое психологическое испытание. Супруги подумали и отказались от «подарка». Им тут же во всех приёмных и передних объяснили, что их 39 кв.м. - это роскошь, мол, у других и этого нет. А потом стало ещё интереснее. Чижовых убрали из очереди на единовременную выплату. На этот раз камнем преткновения стали не 5,5 кв.м на человека, а 1/3 доли в квартире матери, отчуждённой в пользу Юлии в 2016 году. Квартира матери находится в райцентре Луга Ленинградской области. Семья Чижовых живет в Северной столице. Каждому понятно, что эту 1/3 из области никак к 39 кв.м в городе не приклеишь. Но МЧС - работодатель Юлии Чижовой – сумел, и с очереди семью с 5-ю детьми сняли. Прокуратура встала на сторону Чижовых, после долгих разбирательств семью вернули в очередь.
Но дальше - больше. Если сначала один ребёнок получил в тесноте астму, теперь слегла мать семейства. Я перебираю медицинские заключения одно за другим, они не из частных клиник, они из государственных учреждений. После последней госпитализации, когда Юлия практически не могла двигаться – так болели суставы – врачи сказали, что готовы дать ей рекомендации и заключение для досрочного выхода на пенсию. Врачи прямо указывают, что суставные боли связаны с длительным стрессом – от работы и неопределенности с жильем – очередь то есть, то её нет, и уволиться нельзя – вообще ничего не получишь.
И вот новый виток отношений с МЧС: 13 мая 2020 года вновь собралась комиссия МЧС по г.Санкт-Петербургу после вынесенного представления прокуратуры о незаконном снятия Юлии Чижовой с учёта для получения единовременной выплаты. Чижовых восстановили в очереди с 2014 года... Только вот теперь у Чижовых, по новому решению комиссии, не 7, а 6 членов семьи – старший сын уже уверенно исключен, значит и денег Чижовым уже надо меньше.
А как же администрация города, района? Кто-то вмешался, защитил от мытарств многодетную семью?
Вот, если коротко, позиция администрации Выборгского район Санкт-Петербурга: дорогие Чижовы, вы живёте всемером в своей однокомнатной квартире и в постановке с на очередь нуждающихся в жилье не нуждаетесь от слова совсем. Заметим в скобках, что норма по Санкт-Петербургу 9 кв.м на человека. Забегая вперед, есть ещё полстраницы текста с попреками за то, что они, неблагодарные, отказались от служебной квартиры МЧС в 2018 году.И ни слова о том, что эта квартира временная, ее отберут сразу, как только Юлия по болезни или по выходу на пенсию покинет службу. В конце добрый совет: обратиться в другой район или еще куда-нибудь - вдруг вам там помогут…
Собственно, это позиция всех органов власти – перепихнуть проблему с одних плеч на другие. И сколь бы много не говорилось о «перезагрузке» демографической политики страны, никакой перезагрузки не будет, пока в заложниках у жилищного вопроса остаются дети. У меня перед глазами два графика от Росстата - общее количество семей в России и положение многодетных. Просто всмотритесь в них повнимательнее. Трудно оспорить вывод, к которому приходит ассоциация адвокатов России «За права человека», - нарушение права на жилище приводит к нарушению права на жизнь. Что это вообще за политика, если права многодетных семей – опоры России, как выразился президент, приходится защищать в судах? Ок. За Чижовых вступимся… Но за ними ещё 1 566 000 многодетных семей, поверивших государству и фактически обманутых им.