Людмила Бутузова
Депутаты Одинцовского городского округа экстренно, под прикрытием карантина, приняли новые Правила землепользования и застройки, позволяющие громить исторический Звенигород в интересах особо важных застройщиков. Минкульт РФ в угоду коммерческим структурам согласовал проект обрезания зон охраны Государственного музея-усадьбы "Архангельское" почти на 300 га и легализовал огромное количество незаконных строек и землеотводов.
Евгений Соседов, зам. пред. Центрального совета ВООПИК, назвал эти новости убийственными. «Звенигород — ровесник и соперник Москвы, он остался таким, какой была Москва 600—700 лет назад, здесь вживую можно увидеть историю, — рассказал он. - Система расселения корнями уходит в XIV—XVI века. Это хрупкая территория, и речь не о том, чтобы сохранить одну церковь, а о том, что церковь видна за много километров и формирует цельный образ русского пейзажа и вообще родины. Если это застроить, пейзаж будет убит раз и навсегда, будущим поколениям достанутся только провалы в памяти».
Убьют, похоже, и саму память. Год –два строительного разбоя, и от кольца усадеб вокруг Звенигорода не останется ничего. А здесь еще живо Введенское и Ершово, пушкинское Захарово, Поречье, Кораллово... Здесь творили Левитан, Саврасов. Звенигород был домом Чехова, в Дунине жил Михаил Пришвин. Звенигородскую землю называют подмосковной Швейцарией за ее живописные пойменные леса и луга.
«Тут ковры из незабудок, фиалок, ландышей, малина ведрами, это всего в получасе езды от Москвы. Просто походите по этому лесу… не по парку, в котором все искусственно. Там настоящий запах, поют птицы просто как сумасшедшие, — рассказывает член совета волонтеров «За Масловский лес» Вера Ильина. — Масловский лес таежного типа, редкий для ближнего Подмосковья. Тут северные мхи, болота клюквенные. Такого в Подмосковье больше нет. И его постоянно хотят уничтожить все новые и новые застройщики».
Трудно представить, чтобы фиалки с клюквой кого-то из них остановили… Дорогие сердцу ландшафты практически никак не защищены от застройки, охранная документация по Звенигороду, Саввино-Сторожевскому монастырю, Успенскому собору, замечательным усадьбам и храмам, расположенным вдоль Москвы-реки, не утверждается годами, и это развязывает руки. Даже призыв Патриарха в защиту заповедных мест проигнорирован. А обращения жителей и известных деятелей культуры для губернатора Андрея Воробьева и чинуш из его комитета по архитектуре и градостроительству имеют ту же цену, что и их собственные обещания сохранить Звенигород от застройки. Раздавали их, напомним, совсем недавно, когда силой загоняли жителей вольного города в один округ с Одинцово.
Не прошло и полгода, как по новым Правилам землепользования и застройки, стало возможно уделать Звенигород так, что его мама родная не узнает. Под застройку уходят все поймы Москвы-реки с обеих сторон напротив Саввино-Сторожевского монастыря; облагораживается высотками пойма между усадьбой Введенское и Верхним Посадом, то же самое ожидает заповедные участки с вековыми дубравами в долине реки Сторожки между скитом преподобного Саввы и деревней Дютьково, (здесь творили Танеев и Левитан, заветное местечко воспевал в стихах Пушкин). Под жилищные комплексы уйдут парк и вся пойма напротив усадьбы Поречье Медведниковых; берег реки вокруг дома-музея М.Пришвина в Дунине; Дунинский ландшафтно-археологический комплекс с участком Рубежа обороны Москвы 1941 года и святыми источниками. Даже в "зоне парков Р-1" допускается застройка 75 процентов территории! Что уж говорить о реке Баньке, залюбленной застройщиками до полусмерти. По словам местных жителей, в нее потоком текут канализационные стоки из новых жилых комплексов - "Пятницкие кварталы" и "Митино-02" . Свежие фотографии, опубликованные движением "Спасем Красногорск" показывают масштабы загрязнения и подоспели как раз к моменту, когда новые ПЗЗ, принятые одинцовскими депутатами, подписывали и Звенигороду, и Баньке – питьевому источнику Москвы, смертный приговор.
«Документ настолько шокирующий, что сложно подобрать слова для его описания. Полная растерянность, нападение произошло подло, без объявления войны», - говорит Евгений Соседов, закаленный боец за сохранение культурного наследия, сумевший в свое время дважды заручиться поддержкой президента, например, на поле битвы за Архангельское, но, увы, к сегодняшнему дню коммерческие интересы пробивают любую оборону. Самое шокирующее в этой истории, считает Соседов, что Минкульт во главе с нынешним министром Ольгой Любимовой слили интересы культуры и федерального музея в угоду беспредельщиков, уже нанесших невосполнимый урон усадьбе своими незаконными стройками и более того - поставивших под угрозу здоровье москвичей, изгадив водоносные источники канализационными стоками. Обрезание зон охраны усадьбы "Архангельское" еще почти на 300 га, по мнению экспертов, сделает катастрофу неотвратимой. Не укладывается в голове, что проект разработан за бюджетные деньги по заказу музея-усадьбы "Архангельское".
По словам Евгения Соседова, все возражения на проект были сделаны, экспертизы написаны, альтернативные проектные решения предложены, на всех возможных площадках, совещаниях и личных встречах озвучены. Бестолку. Объяснить руководству Минкульта, почему нельзя застраивать берег Москвы-реки, не удалось… Реальная, вставшая во весь рост угроза экологической катастрофы для культурных чиновнков осталась пустым звуком. Видать, в уши им пели совсем другие «эксперты», для кого застройка Москвы и Московской области – все еще чрезвычайно выгодный бизнес, а само понятие «культурное наследие» для того и существует, чтобы обеспечить народу беззаботное житье в самых чудесных жилых комплексах – у воды и близ музеев - храмов.
Не побоимся сказать, что после поглощения «Мортона» именно ПИК стал застройщиком номер один в стране и главным по замене отечественной старины на свои убогие новостройки. Не получается закрыть глаза и на то, что жилой комплекс ПИКа « Ильинские луга» уже создал на охранных территориях настоящую санитарную катастрофу. Канализационные стоки без всякой очистки сбрасываются прямо на рельеф. Бывшие сельхозполя превращены в зловонное болото, жители сел задыхаются от постоянной вони, канализационное дерьмо течет в Ильинскую рощу и уже приближаются к Ильинскому кладбищу. А там, между прочим, похоронены Спиридон Иванович и Ольга Ивановна Путины, дедушка и бабушка Президента России, долгое время работавшие в пансионате «Ильичёво» на территории усадьбы «Ильинское».
Более того, историческое кладбище планируется в буквальном смысле обделать дерьмом с двух сторон: слева его уже обступили многоквартирные дома «ПИК», справа надвигается жилой комплекс «Новая Рига» ГК «Гранель». Считается, видимо, что мертвым уже все равно… Но есть живые. По официальным данным Мосводоканала, Рублёвская и Западная станции обеспечивают питьевой водой 60 процентов населения столицы. Других запасов питьевой воды у столицы нет.
Однако против экологического беспредела протестуют не москвичи, а всего лишь сельские жители. В Глухове живет 300 человек, в Ильинском-Усове – полторы тысячи. Намерение «ПИКа» построить здесь очередной многоэтажный человейник из тесно поставленных, практически прижатых друг к другу домов, не просто увеличат населенность территории в разы, но и создадут такую нагрузку на природную инфраструктуру, что глоток чистой воды и незагаженная поляна станут для всех недосягаемой роскошью. В подтверждение, что ужас уже близок, в ноябре прошлого года жители Ильинского принесли на публичные слушания банки с коричневой жижей, которая течет у них из кранов, и плакаты «ПИК подключил канализацию к нашей роще».
Очень скоро всю прелесть жизни в заповедном уголке ощутили на себе и новоселы, купившие квартиры у ПИКа. Пробы воды, которой он снабжает ЖК «Ильинские луга», потащили на анализы. Заключение экспертов: данная проба не соответствует санитарным правилам и нормам из-за обнаружения мелкодисперсного осадка. Для питья такая вода определенно не годится. Использовать для мытья также не рекомендовано - вода с жесткостью выше 6 значений (норма от 1,5 до 3) способна вызывать раздражение кожи. В связи с этим жителям рекомендуется использовать системы механической очистки и умягчения с ионообменной смолой.
ПИК ответил на претензии новоселов обещанием создать на территории пруды-поглотители (некий аналог полей аэрации), где стоки будут испаряться. Власти Красногорска сочли разумным строительство канализационных сооружений в непосредственной близости (менее 40 метров) от объектов культурного наследия царской усадьбы Ильинское. Генплан городского округа подробно описывает, чем будет пахнуть обслуживание многоквартирной застройки ГК «ПИК» и других жилых комплексов. Сброс стоков запланирован в приток реки Липки, впадающей в Москву-реку выше Рублевского и Западного водозаборов. Запланирован сброс тысяч тонн бытовых канализационных стоков в сутки, что, по оценкам специалистов, превышает совокупный объем всех существующих на сегодняшний день сбросов в Москву-реку в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения столицы, и, по их мнению, создает прямую угрозу национальной безопасности России. Не будем забывать, что река Липка впадает в Москву-реку напротив государственной резиденции Ново-Огарево.
Тем не менее, всеми органами государственной власти Московской области уже согласована незаконная схема строительства здесь канализационных сооружений. Совершенно ни у кого не вызвало вопросов, что сами сооружения планируется разместить вплотную к объектам единственной царской усадьбы Подмосковья, связанной с одной из самых почитаемых святых Русской Церкви – святой преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Данная территория включена Ростуризмом в национальный туристский проект «Императорский маршрут», здесь проходит ежегодный Елисаветинский крестный ход…
Напомним, что проект застройки унаследован ГК ПИК от ушедшего в историю «Мортона», сроки реализации и масштабность - исключительно в русле политики самого ПИКа, страдающего непомерной агрессивностью и гигантизмом. Из этого следует, что терзать Архангельское намечено очень долго, как минимум до 2034 года. Сегодня реализуется лишь первый этап первой очереди, в которую войдут 22 жилых дома, 3 детских сада, школа и наземный многоэтажный паркинг. Пять жилых домов высотой от 7 до 9 этажей уже полностью готовы, строится еще 9 корпусов. Срок строительства многоуровневых стоянок пока не определен, но известно, что суммарная вместимость гаражей 4 950 машино-мест.