Posted 2 июня 2020, 14:02
Published 2 июня 2020, 14:02
Modified 7 марта, 14:49
Updated 7 марта, 14:49
"Прирост новых рабочих мест декларируется как одна из основных задач, поставленных перед республиканским правительством". - сообщает ставропольское издание newstracker.ru.
"Сделано много. Но основная задача, повторю, — это создание новых рабочих мест, благоприятного инвестиционного климата на территории республики, привлечение инвестиций", - говорил глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов в конце прошлого года. И вроде бы регион действительно находится в середине общероссийского рейтинга по созданию новых вакансий. Но на практике новых рабочих мест почему-то становится меньше. За последние 10 лет их количество сократилось на 14% или на пять тысяч. На всем Северном Кавказе хуже дела обстоят только в Северной Осетии, где сокращение еще в 1,5 раза больше. Власти между тем отчитываются о двухкратном росте зарплат за последние семь лет.
На практике эти цифры снова скромнее - средний рост зарплат с 2014 года составил лишь 23% или немногим более 4,7 тысячи рублей. На сколько процентов за это время выросли цены на товары и услуги, на сколько тысяч рублей больше приходится людям тратить даже при аскетичном образе жизни - лучше не вспоминать.
По последним данным Северо-Кавказстата за 2018 год, средний размер зарплаты в Карачаево-Черкесии составил 25 263 рубля. Среднедушевые доходы населения существенно ниже (менее 17,5 тысячи рублей в месяц). Прирост тут минимальный - на 129 рублей с 2015 года.
Неудивительно, что на фоне мнимого улучшения ситуации население Карачаево-Черкесии постепенно сокращается. За последние 10 лет оно упало с 477,8 тысяч человек до 465,5 тысяч человек. Тенденции к сокращению в целом преобладают над тенденциями к росту на протяжении даже 18 из 20 прошедших лет.
Эксперты считают, что развитие Карачаево-Черкесии тормозит традиционная для Северного Кавказа "клановая экономика", которая исключает честное развитие предпринимательства и распределение бюджетных дотаций. Из 465,5 тысяч жителей работает только 169 тысяч человек, а из них в свою очередь около 6% (9,3 тысячи человек) - в органах государственной власти, и со временем чиновников становится только больше. За последнее десятилетие госаппарат республики вырос на треть. По словам директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева основная причина такой тенденции - необходимость трудоустройства родственников высокопоставленных лиц:
- Здесь два процесса пересекаются. Родственный процесс - если ты министр и у тебя много родственников, всем нужно найти место. Второй процесс - если у тебя чиновники не укладываются в установленный список. Для всех регионов установлен документ, который устанавливает, сколько там должно быть чиновников. В любом случае деньги на финансирование госаппарата будут, это защищенная статья расходов. Часть чиновников являются формально федеральными, они вообще получают зарплату из Москвы.
При этом многие отрасли собственно экономики оказались в тупике. В советские времена здесь была промышленность, но она развалилась за последние 30 лет. Сельскому же хозяйству в гористой местности развернуться сложно. Но почему не развивался туризм - можно только гадать. Эксперты говорят, что экономика отдаленной республики могла бы замыкаться на собственных потребителях, но уровень жизни местных жителей не позволяет создать должного спроса.
В итоге Карачаево-Черкесия оказалась в серьезной зависимости от федеральных дотаций. По данным Росстата за 2018 год все доходы бюджета республики составили примерно 19,7 миллиарда рублей, более девяти миллиардов рублей из этой суммы поступило из Москвы. Но дотации федерального центра выдаются пропорционально количеству населения, поэтому власти северокавказских республик так и "сфокусированы на статистике".
- Когда из-за миграции уменьшается численность населения, то бедный Росстат от глав регионов слышит крики на тему "неправильно, сволочи, посчитали". Не потому, что их так сама численность волнует, а потому что, если численность не будет расти, то и доходы расти не будут, - говорит Дмитрий Журавлев.