Виктор Кузовков
Контракт рассчитан до 2027 года, и в среднем в войска планируется ежегодно поставлять от 8 до 14 машин.
Несмотря на то, что Су-34 не является совершенно новой машиной, и на данный момент ВКС России уже располагают парком из примерно 120 машин подобного типа, этот контракт является весьма важным сразу с нескольких точек зрения. И дело не только в количественном росте боевого парка современных ударных самолетов, хотя это важно и само по себе. Нет, тут все гораздо сложнее, уже хотя бы в силу некоторых особенностей самого самолета.
Прежде всего, нужно отметить, что Су-34 вполне официально шел на смену фронтовому бомбардировщику Су-24. Его предшественник, хоть и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны во всех конфликтах, от Афганской войны (где не было сбито ни одного Су-24, в отличие от, например, штурмовика Су-25) до нынешней операции ВКС России в Сирии, где Су-24 все ещё на очень хорошем счету. Однако инцидент с потерей Су-24 от ракеты турецкого F-16 лишний раз напомнил нам всем, что возможности этой хорошей, но уже совсем не новой машины, все-таки не безграничны. Касается это, в том числе, и возможностей модернизации, а также продления ресурса планера: Су-24 имеет крыло управляемой стреловидности, что, наряду с очевидными плюсами для пилотажных характеристик самолета, является одним огромным минусом с точки зрения его эксплуатации, поддержания технической готовности и так далее. Продление ресурса таких машин сравнимо с полноценной модернизацией обычных, ведь весь механизм, отвечающий за поворот крыла, приходится менять почти в обязательном порядке.
Нужно добавить ещё одно: Су-24 является очень сложным и склонным к авариям самолетом. В значительной степени как раз из-за развитой механизации крыла, поломка которой в полете может грозить потерей центровки и невозможностью дальнейшего управления самолетом. В девяностых Су-24 считался самым аварийным самолетов российских ВВС. Увы, полностью преодолеть эту склонность хорошей, но весьма капризной машины, так и не удалось – «сушка» и сейчас считается доступной только для опытных летчиков, хорошо знающих, как вести себя в критической ситуации.
По состоянию на текущий год в войсках имеется примерно 120 различных модификаций Су-24: это, прежде всего, Су-24М/М2 и Су-24МР. Было больше, но процесс замены этих машин на Су-34 идет уже больше десятилетия. И очень похоже на то, что в текущем десятилетии он должен быть завершен. Что можно назвать хорошей новостью – при всех заслугах Су-24 нет никаких причин держать его в строю, когда у нас есть такая мощная и универсальная машина, как Су-34.
Об универсальности Су-34 следует сказать отдельно. Наверное, всякий, кто хоть немного разбирается в боевой авиации, сразу обращает внимание на внешнее сходство Су-34 со своим «старшим братом», тяжелым истребителем Су-27. И это не случайно: именно на его базе было решено создавать новый ударный самолет в далеком 1986 году. Удачная аэродинамическая схема сулила высокую маневренность, а большие габариты и мощность позволяли новой машине значительно увеличить объемы и номенклатуру ударного вооружения. Помимо этого, выросла и дальность – с подвесными топливными баками Су-34 способен атаковать цели в радиусе 3 500 километров, что является очень серьезным показателем для данного типа машин.
Конечно, следует все-таки оговориться: полеты на такую дальность возможны только с ограниченной боевой нагрузкой. Естественно, вряд ли он сможет взять на борт 8 000 кг ракет и бомб, и обрушить их на голову противника, находящегося так далеко от места своего базирования. Но даже если боевая нагрузка будет состоять из пары противокорабельных ракет, это будет очень большой угрозой для потенциального противника. Или пара антирадарных ракет, или одна высокоточная бомба – вариантов может быть много, и все они потенциально несут вероятному противнику большие потери и разрушения.
Наверное, показатели дальности нужно проиллюстрировать, тут не достаточно сухих цифр. Просто имейте в виду, что с подмосковных аэродромов Су-34 может «достать» почти любую точку в Европе, кроме очень уж отдаленных, вроде Гибралтара или Португалии, из Приморья может «ужалить» какую-нибудь американскую базу вплоть до Филиппин, из Иркутска дотянется до юга Китая, ну а с Камчатки уверенно достигает Аляски и Алеутских островов.
Да, мы все понимаем, что «достать» технически, и достигнуть в реальности, в условиях активного противодействия вражеского ПВО, вещи совершенно разные. Но есть один важный нюанс: такая техническая возможность обязательно будет учитываться вероятным противником, который не сможет оголить тылы и все силы бросить на передовые рубежи, иначе в случае прорыва как раз и произойдет то, о чем сказано выше – достижение ударной авиацией России целей в глубоком стратегическом тылу противника. Кроме того, вероятному противнику придется контролировать огромные морские акватории, через которые самолеты с большим радиусом полета могут совершить обходной маневр, пустынные местности и так далее. А это требует ресурсов, и весьма значительных, которые очень пригодились бы ему на участках активного противостояния. То есть, получается, что наличие машин, подобных Су-34, уже самим фактом своего существования ослабляет ударный потенциал противника, не позволяя ему все силы бросить в «мясорубку».
Ещё одной способностью, унаследованной Су-34 от своего предшественника, является возможность ведения маневренного воздушного боя с истребителями противника. Пусть он в этом вопросе и уступит более специализированным машинам, но назвать его беззащитным ни в коем случае нельзя. А это, в свою очередь, позволяет обходиться без истребительного прикрытия, что, во-первых, выгоднее, а во-вторых, дает возможность полностью реализовать потенциал самолета по дальности. Увы, истребители большой дальностью не отличаются, полторы-две тысячи километров являются для них пределом.
В каком-то смысле Су-34 является «младшим братом» сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. Увы, эту некогда очень грозную машину в горбачевские времена, по договору с американцами, лишили возможности дозаправки в воздухе, что резко ограничило её дальность и автоматически перевело из разряда стратегических носителей ядерного оружия в разряд тактической авиации. Конечно, проводить прямые аналогии сложно, ведь Ту-22М3 в состоянии нести и крылатые ракеты, и бомбовое вооружение большего калибра и массы. Но его дальность теперь также находится в указанных пределах, то есть, 3500 километров. Да и спектр решаемых задач похож – точечные высокоточные удары по целям в оперативной глубине противника, уничтожение боевых кораблей, центров ПВО, штабов, командных пунктов и так далее. Поэтому, хоть речь о замене одного на другой и не идет, определенная «подстраховка» возможна. Да и командованию наличие разных инструментов дает большую гибкость в планировании воздушных операций.
Следует отметить, что новый контракт предусматривает закупку обновленной версии самолета, которая имеет предварительное обозначение Су-34М, или су-34 НВО. По словам генерального директора ОАК Юрия Слюсаря, «новая машина вдвое превзойдет по боевым возможностям базовую модификацию». Более подробно это не расшифровываются, но известно, что новая версия Су-34 прошла глубокую модернизацию по проекту «Сыч». Так, предполагается, что будет полностью обновлена авионика, установлено новое высокоточное вооружение, а также машины получат минимум три типа подвесных контейнеров для ведения разведки.
Контейнеры «Сыч» могут быть оптико-электронными (УКР-ОЭ), радиотехническими (УКР-РТ) и радиолокационными (УКР-РЛ). Первые позволяют лучше видеть в прямом смысле слова, причем, как днем, так и ночью. Вторые могут засекать любую электронную активность противника, начиная от работы переносных радиостанций и заканчивая работой радаров, систем радиоэлектронной борьбы, центров спутниковой связи и так далее. Ну и радиолокационный контейнер позволит сканировать поверхность, различая на ней даже малоразмерные цели, не говоря уже о бронетехнике, автомобилях и тому подобном. Кроме того, с его помощью можно ориентироваться даже в условиях плотной облачности, на малых высотах.
Возможности подвесных контейнеров выше, чем возможности встроенного бортового оборудования. С одной стороны, это повышает возможности машины. А с другой, позволяет более гибко реагировать на новые вызовы и реализовывать открывшиеся возможности: сконструировать и произвести новый подвесной контейнер все-таки гораздо проще, чем сделать глубокую модернизацию самолета.
Во всех случаях подвесные контейнеры для обмена данными с бортом используют единую шину данных. Информация поступает на бортовой компьютер, а оттуда, по необходимости, в удобном для восприятия виде визуализируется для летчика, либо идет напрямую в прицельный комплекс, чтобы навести оружие ещё до того, как пилот обратит внимание на активность той или иной цели. Это позволяет существенно экономить время и быстрее реагировать на угрозы – летчику достаточно просто выделить цель и отдать приказ на её уничтожение, все остальное уже рассчитано электронным мозгом самолета, и команда на поражение немедленно уйдет к готовой к запуску ракете.
Если контракт все-таки будет подписан и реализован (а для этого есть все предпосылки), в ближайшие 7 лет ВКС России получат еще два полка ударной авиации, способной с высоким качеством решать очень широкий спектр задач. Как уже сказано выше, возможности Су-34 позволяют ему с одинаковым успехом держать на почтительном расстоянии от наших берегов флотские группировки противника, либо с большой точностью и эффективностью выбивать разного рода террористов из их полевых и горных укрытий. Пожалуй, эти расходы нашего МО можно по праву назвать одними из лучших по соотношению цена/эффективность. Да, в строю уже не будет Су-24 (разве что в армиях других государств), но это как раз тот случай, когда отряд не заметит потери бойца…