"НИ" опросили ряд российских экспертов: а и в самом деле, можно ли говорить о подобных перспективах?
Николай Платошкин, политолог, дипломат:
- Я думаю – нет. При всём уважении к гражданским правам афроамериканцев, они составляют 10 процентов населения страны. Волнения на расовой почве для Америки - тема постоянная. Они происходят в том или ином масштабе, начиная с шестидесятых годов прошлого века. У негритянского движения нет авангарда, организации, которая способна сформулировать единую точку зрения для всей страны и добиваться её исполнения.Погромы как раз и свидетельствуют о том, что это стихийное недовольство системой, которая сложилась. Стихийное!
Стихия быстро наступает и быстро отступает. Пограбят ещё пару дней и разойдутся. Никакой гражданской войны ожидать не приходится. Что, девяносто процентов населения будет воевать с десятью? И не все афроамериканцы вышли протестовать. Это локальный конфликт. Такое происходит каждый год и каждый месяц. Правительство штата примет меры, привлечёт виновных полицейских к ответственности. На этом всё закончится. Протестующие не ставят вопросы о смене системы власти. Речь идёт о том, что этот конкретный полицейский плохой и его следует наказать.
Юрий Рогулёв, директор фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ, доктор исторических наук:
- Грозит ли Америке гражданская война? Да нет, конечно! Хотя американское общество переживает сложный период. Оно расколото и не только по расовому признаку. Имеет место и политический раскол, и социальные противоречия. Но говорить о гражданской войне не приходится.
Малек Дудаков, политолог, эксперт по США:
- Америке не грозит гражданская война, несмотря на те кадры протестов и погромов в крупных городах, которыми сейчас полно информационное пространство. Это история не про гражданскую войну и не про революцию, как бы это кому-то хотелось или не хотелось. Никаких предвестников гражданской войны не существует. Относительный успех тех, кто участвовал в этих бунтах связан с тем, что местные власти стараются реагировать довольно мягко, не отправлять большие силы полиции или гвардии для подавления. Многие надеются на то, что это само собой закончится. Кроме риторики ничего не происходит. Если бы была реальная опасность какой-то условной гражданской войны, масштабного бунта, у американского правительства есть достаточное количество средств, чтобы с этим справляться и подавлять. Сейчас мы видим с одной стороны политическое решение, во многом – местной власти, не препятствовать мирным протестам, которые быстро перерастают в погромы, с другой стороны – яростный настрой участников этих протестов, среди которых много агрессивно-настроенных элементов, которые идущих на насильственный действия.