Posted 27 мая 2020, 09:57
Published 27 мая 2020, 09:57
Modified 7 марта, 14:55
Updated 7 марта, 14:55
Сейчас, когда война за карантин уже, кажется, везде закончена, карантины в той или иной форме были введены в большинстве стран, независимо от политического режима, за исключением шоу фриков типа Жаира Болсонару или Александра Лукашенко, и отрицатели карантина ведут арьергардные бои, крича о преступлениях, за которые ответят архитекторы глобального локдауна, настало время взглянуть на поле битвы и понять, о чем, собственно, люди спорили. Потому что речь шла не просто о конкретных политических шагах, а о философских системах взглядов -- даже если их носители этого не осознают.
По большому счету, здесь сталкиваются утилитаристская этика максимизации общего блага ("коллективный иммунитет"), либертарианская этика недопустимости ограничения индивидуальной свободы (карантин морально неприемлем) и кантовская деонтология, говорящая о приоритете человеческой жизни и достоинства над предполагаемыми коллективными благами.
Основное противоречие здесь между утилитаризмом и кантианством, и характерно, что утилитаристская парадигма коррелирует с неолиберальной: сторонники "невидимой руки" рынка и противники государственного вмешательства точно так же являются сторонниками "невидимой руки" вируса и противниками карантина: хороший пример это Кох, на глазах превратившийся в Катона и Савонаролу, бичующего человечество за страсть к саморазрушению из страха перед вирусом. Антикарантинщики взывают к биологическому порядку, по сути, к естественному отбору, социал-дарвинизму ("те, кто должен помереть, помрут", по чеканной фашистской формулировке доктора-мясника) -- к тому же отбору, что призван был сделать рынок, отсеяв тех, кто "не вписался".
С другой стороны, кантианский взгляд полнее всего выразил Хабермас, заявивший в интервью, что "усилия государств по спасению каждой человеческой жизни должны иметь абсолютный приоритет над утилитарным взвешиванием негативных экономических последствий", что в целом также согласуется с социально-либеральной этикой Джона Ролза. Для них основной нормативной силой и фундаментом социального порядка является жизнь и достоинство каждого индивида -- в пределе, кантовская логика требует спасения даже безнадежно больных: здесь кантовская деонтология стыкуется с медицинской, с основополагающим понятием автономии пациента. Это, собственно, вопрос о том, стоит ли социальный порядок на экономике или на этике индивидуального достоинства: что мы боимся разрушить и что хотим сохранить в первую очередь.
И что характерно, подавляющее большинство правительств выбрали гуманитарную этику, даже если она означала экономический коллапс, способный породить гуманитарные же проблемы -- сохранение нормативного консенсуса послевоенного Запада оказалось важнее экономических (пускай порой и рациональных) соображений. Я здесь не спорю о рациональности и долгосрочных перспективах каждой из стратегий, я говорю именно о сегодняшнем моральном выборе, который стал возможен только в 21 веке -- тридцать или пятьдесят лет назад такое невозможно было себе представить, правил коллективный интерес.
И с третьей стороны, приходят либертарианцы, для которых свобода выше человеческой жизни, и говорят: чувак, где моя свобода? Интересно, что с ними сходятся левые критики типа Агамбена, которые также видят в карантинах наступление тотальной биовласти и чрезвычайного положения, которое останется с нами и после эпидемии -- ослепленный собственными пророчествами о "голой жизни" и биополитическом концлагере, итальянский философ договаривается чуть ли не до конспирологии в духе Трампа и вакцины от Гейтса -- хотя смешно было бы ожидать что чрезвычайное положение будут способны удержать Италия с ее распадающимся правительством или испанские социалисты.
И что совсем уже смешно, по их следам приходят диванные резонеры, сетевые борцы с цифровыми пропусками, которые до того не были замечены ни в свободолюбии, ни в свободомыслии, и точно так же стучат кулаком по столу, требуя снятия карантина и возвращения собственных прав. Тоже своего рода философия: ресентимент обиженных.
Но в целом, повторю, промежуточный итог таков: человечество не одолело вирус, не получило иммунитета, не изобрело вакцину, низверглось в спираль рецессии -- но при этом зафиксировало важную моральную позицию, кантовскую логику абсолютного примата (а не относительной полезности) индивидуальной жизни, которая может стать более прочной основой будущего возрождения, чем иллюзорный экономический рост.