О том, на самом ли деле бурные весенние события на нефтяном рынке приведут к разрыву партнерских отношений России и Саудовской Аравии, или же это были временные разногласия, - рассуждает на сайте Московского Центра Карнеги журналист Марианна Беленькая.
Ценовая война, как мы помним, окончилась не в пользу России, а конфликт между странами улаживался даже с помощью США, что конечно же не могло не тревожить Москву, которая так гордилась чуть ли не дружескими отношениями Путиным и с принцем Мухаммедом бин Салманом.
Однако даже эти отношения почти не сказались на продвижении российско-саудовских проектов: даже рекордный за всю историю размер товарооборота между ними в $1,6 млрд весьма незначителен по сравнению с масштабами торговли Саудовской Аравии с другими партнерами.
Правда кое-какие политические дивиденды Россия из этой симпатии извлекла. К примеру, Саудовская Аравия не мешала сирийской кампании, укрепив тем самым репутацию Кремля на Ближнем Востоке. Очень показательной в этом смысле была спокойная реакция Москвы на убийство в Стамбуле известного саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Если все западные страны безудержно критиковали бин Салмана, то Путин дружелюбно с ним общался на саммите G20 в Аргентине в декабре 2018 года.
Чтобы оценить, как изменились отношения двух лидеров после ценовой войны, придется подождать до конца года – нового саммита G20, теперь уже в Саудовской Аравии. Но любопытно, что даже во время конфликта, саудовские СМИ не спешили воевать против России, а это означает, что вряд ли наши страны ждет резкое похолодание.
Более того, контакты идут своим чередом, весной Россия поставила в королевство две большие партии пшеницы, а это важно, поскольку Саудовская Аравия – крупнейший импортер пшеницы в мире. К тому же осенью Москва откроет в Эр-Рияде торговое представительство. О том, что нефтяной конфликт не отразился на других сферах сотрудничества, говорят и в Российском фонде прямых инвестиций. Кроме того, возобновляется и нефтяной диалог – в мае встречались министры энергетики двух стран.
Ну и наконец, самое важное, по мнению эксперта, зависит от того, как будут складываться отношения Саудовской Аравии с США, поскольку в случае чрезмерного политического и экономического давления Америки на королевство, Москва сможет хоть отчасти его уравновесить. Не секрет же, что принца ибн Салмана, который по всей видимости в недалеком будущем займет саудовский престол, на Западе очень активно критикуют за нарушение прав человека. Москве же в этой ситуации, чтобы вернуть себе авторитет на Ближнем Востоке, необходимо зримо продемонстрировать свои способности не в военном деле, а в мирном урегулировании, к примеру, в Сирии, .