По этому поводу представляет интерес мнения известного немецкого колумниста Керстена Книппа, обозревателя DW:
"Преступный нацистский режим, существовавший в истории, духовному лидеру Ирана, похоже, на руку. Ведь в режиме убийц и военных преступников аятолла Хаменеи и по сей день видит нечто достойное подражания.
Это понятие - точнее, его английский перевод "final solution" - появился на сайте Хаменеи. Им сопровождается рисунок с изображением Храмовой горы. На нем она представлена в виде территории палестинских и иранских мусульман. Таким образом на этом рисунке изображена мечта "о будущей освобожденной Палестине". На картинке виден и плакат с изображением убитого в январе американцами командира Корпуса стражей исламской революции. И даже для аятоллы Хомейни там нашлось место.
Правда, иранское руководство попыталось чуть-чуть подстраховаться: дескать, плакат требует провести референдум о статусе Храмовой горы. Пока его нет - такова псевдодемократическая отговорка - мусульманский мир должен оказывать сопротивление Израилю. Но эта уловка не работает. Понятие "окончательное решение" выдает истинный замысел этого рисунка.
21 мая министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф попытался в своем твите дать задний ход. Упомянутое выражение надо, мол, понимать в контексте референдума. "Почему, - спрашивает он по-английски, - США и Запад испытывают такой страх перед демократией?".
"Страх перед демократией": в самоиронии Джаваду Зарифу не откажешь. В рейтинге свободы печати правозащитной организации "Репортеры без границ" режим, который он представляет на мировой арене, занимает 170-е место из 180. В последнем ежегодном докладе Amnesty International Иран тоже не выглядит оплотом демократии. "В 2019 году в Иране продолжали грубо нарушаться права на свободное выражение своего мнения, на свободу ассоциаций и собраний, - говорится в докладе. - Органы безопасности в нарушение права применяют насилие со смертельным исходом, чтобы подавить акции протеста, при этом были убиты сотни протестующих и тысячи произвольно арестованы". Список можно без труда продолжить.
Экономика в Иране тоже буксует. Уровень инфляции в 2020 году составит, по прогнозу, 31 процент, а безработицы - 17,4 процента. Причем, по официальным данным. Не ладится и борьба с коррупцией. В индексе восприятия коррупции Transparency International за 2019 год Иран находится на 146-м месте из 180.
Так что иранскому правительству нечем особенно похвастаться. В такой ситуации угроза "окончательного решения" это только отвратительный отвлекающий маневр.