Наталья Сейбиль
Правда, пока многим жителям обоих регионов не очень ясно, с каким целями вводится эта новация. Корреспондент "НИ" опросила политологов и экспертов. И вот что они сказали:
Дмитрий Гусев, политолог:
- Экономика Ненецкого округа держится на добыче нефти. Сейчас, когда мировые цены и спрос на углеводороды резко упал, это негативно скажется на уровне жизни населения. Необходима диверсификация экономики. Такую возможность может дать объединение с Архангельской областью. Кроме того, стоит задача расширения Северного Морского Пути, строительство морского порта в Индиге, в Ненецком округе, который станет конечной точкой стратегической железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал, что позволит перевозить древесину из Архангельска и Вологды и отправлять её на экспорт морем. Реализация таких масштабных проектов невозможна без участия федерального центра. Конечно же, для этого необходимо создание нового большого региона. Сейчас собирают максимальное количество предложений, и в ближайшее время результаты этих рабочих групп будут предъявлены.
Григорий Казанков, политолог, доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова:
- Правильным будет это назвать не объединением, а созданием большого серьёзного северного региона. Чем больше регион и чем больше диверсифицирована в нём экономика, тем он становится более инвестиционно привлекательным и сразу получает конкурентное преимущество перед другими регионами. В период, когда не всё хорошо с экономикой, возрастает конкуренция за ресурсы. В данном случае получается, что в Ненецком округе экономика могучая, но она на 100 процентов ориентирована на нефтегазодобычу. Сейчас добывается ровно столько, чтобы скважины могли оставаться в рабочем состоянии. Все нефтехранилища в стране заполнены. В лучшие времена бюджет НАО составлял 24 миллиарда рублей, когда нефть стоила 70 долларов за баррель. Сейчас стоит 25 долларов. А себестоимость добычи в Ненецком округе составляет от 19 до 28 долларов. И как? Чтобы обеспечить жизнь людей, в НАО необходимо тратить огромные деньги на каждого человека. Только на молоко дотация 70 рублей на литр. Там тяжело жить. И практически вся продукция нефтегазовая производится вахтовиками. Жители НАО – это чиновники, пенсионеры и оленеводы. Они не производят никакой прибавочной стоимости. В Архангельской области всё ориентировано на лес и лесопереработку и получается очень сильная зависимость от мировой конъюнктуры. Это – риски. Если будет единый регион, риски уменьшатся и с большей радостью будут приходить деньги.
Сейчас государство серьёзно вкладывается в развитие арктических территорий. Здесь тоже у большого региона будут преимущества. Он сможет претендовать на ключевую роль, потому что по отдельности это не получится. НАО слишком маленький, а Архангельская область условно может считаться арктическим регионом, потому что она вся южнее Полярного Круга. С точки зрения освоения, Архангельская область выходит к Белому морю. Белое море мелкое и замерзающее, поэтому порт Архангельск в качестве базового для освоения Арктики своё значение утратил. Мурманск – не замерзающий порт. С другой стороны в НАО – море не замерзающее. Не случайно сейчас принято решение расширить акваторию Северного Морского Пути за счёт Баренцева, Белого и Печёрского морей за счёт побережья Архангельской области и Ненецкого округа. Это – явные преимущества. Два региона смогут взаимно дополнять друг друга.
Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор:
- Это делается для того, чтобы 24,5 миллиарда рублей доходов Ненецкого округа влилось в 108 миллиардов рублей доходов Архангельской области. Население Архангельской области – 1 миллион человек, а население Ненецкого округа – 45 тысяч человек. На население 45 тысяч – 24,5 миллиарда, а на миллион – 108 миллиардов. Всё же понятно?Доходы Ненецкого округа формируются за счёт добычи нефти по соглашению о разделе продукции, отсутствие изъятия денег, которое называется «налог на добычу полезных ископаемых». По соглашению о разделе продукции производителю платят роялти в бюджет округа и плюс налог на прибыль. Он, правда, сейчас упадёт в связи с падением нефтяных цен. Это особые режимы, которые позволяют двум субъектам России – Сахалину и Ненецкому округу, позволяют при высоких ценах на нефть получать большие доходы. Сейчас цены упали, доходы тоже упадут, но это несоизмерима обеспеченность. В Ненецком округе она на 20 или 40 процентов (сейчас не помню) выше средней по стране, а в Архангельской области - самая низкая на Северо-Западе, около 70% от средней по стране. Это вопрос денег и ничего другого.
- А с точки зрения управляемости?
- Управленцев будет меньше. Да, 3000 чиновников на 45 тысяч жителей – многовато.
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
- Объединение Архангельской области и НАО – вполне логично. Во-первых, де-юре это и так один регион (согласно Уставу Архангельской области, НАО входит в её состав, являясь одновременно субъектом РФ и составной частью региона). Так что это просто какое-то исключение из правил (по Конституции 1993 года, кстати), при том, что НАО - самый малонаселённый субъект, а денег в нем немало (ВРП НАО – более 300 млрд, на 44 тыс., а Архангельской – 550 млрд на 1,2 млн). Тут стоит вспомнить, что до 1937 г. вообще была единая Северная область, которую разделили на Архангельскую (с НАО) и Вологодскую.
Шиес так основательно подорвал рейтинг власти в Архангельской области, что избрать там нужного губернатора в ЕДГ будет очень сложно. Объединение – это шанс, пообещать рост за счёт перераспределения газовых доходов НАО, за счёт развития проектов СМП, за счет отказа от московских свалок и т.д.
Какие плюсы? Процесс объединения идет уже давно. Можно вспомнить Пермский край, Камчатский край, Забайкальский край. Везде предпосылка одна – более успешные регионы объединяют с более депрессивными. Архангельская область, в данном случае, как раз из таких. Да, там есть разные долгосрочные проекты, но они рассчитаны на время, а деньги нужны сейчас. Тут как раз под боком есть Ненецкий автономный округ: там небольшая численность населения, но большие поступления от продажи газа и других природных ресурсов. Видимо, теперь эти финансы будут частично перераспределены на Архангельскую область. Это позволит местным властям существенно поправить свои позиции за счет нефтегазовых денег. Также это позволит сократить издержки на содержание госаппарата. Ну и под одним управлением проще будет развивать совместные региональные проекты. НАО - один из самых малочисленных субъектов: 44 тысячи человек. В Архангельской области проживают свыше 1,1 миллиона человек. При этом показатель ВВП у них примерно одинаковый.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
- Плюсы от этого объединения получат молодые начальники регионов. Они хотят продемонстрировать свою эффективность, лояльность ценностям вертикали и то, что контролируют ситуацию. Им обоим это выгодно, потому что они знают, что Путин любит объединять. Поскольку Путин вертикалист, а вертикаль подразумевает не развитие территории, а командование территориями, а командовать слишком многими подчинёнными без иерархии субподчинения трудно или невозможно. Поэтому Путин с самого начала, когда пришёл к власти, хотел 89 тогдашних субъектов федерации объединить в 9 федеральных округов. Это логика военная.
Есть такое понятие – оптимальная иерархия менеджмента. У одного начальника, военного, не может быть больше 9 – 10 подчинённых, непосредственных, с которыми он взаимодействует. И не только военного. У премьер-министра не может быть 50 министров. У него должны быть вице-премьеры, каждый из которых курирует своё направление. Премьер-министр непосредственно работает с вице, и только в крайних случаях может снизойти до министерства. Президент должен работать с 89 губернаторами. В военной терминологии это всё равно, что у главнокомандующего 89 армий. Гораздо удобнее эти армии организовать во фронты, в каждом фронте – 7 – 8 армий, а начальников фронтов до 10. Так примерно и было сделано.
Федеральные округа, в каждом из которых порядка 7 – 10 регионов. Но это не сработало. Эти федеральные округа – пятое колесо у телеги, потому что территория требует немножко другого подхода. Армия – не структура, которая улучшает жизнь людей, заботится о них. Это структура, которая людей мобилизует, направляет и заставляет выполнять работу, которая нужна главнокомандующему. Это называется командовать. А развивать, строить, улучшать окружающую среду – это другое дело. Мировой опыт показывает, что по мере развития территории, контуры управления к ней приближаются и дробятся. Если взять Германию, там очень высокие полномочия у федеральных земель.
У НАО со столицей Нарьян-Мар очень немного ресурсов сопротивления. Там всего 45 тысяч человек. Больше половины живёт в Нарьян-Маре. Этнические проблемы не работают – две трети населения – русские. Ненцев меньше 20 процентов и они живут в основном на природе – ловят рыбу, пасут оленей. Их политический вес совсем невелик. В современной жизни города определяют ведущую роль. А в городах, конечно, есть и коми, и ненцы, и русские, и украинцы. Но этнические ненцы в основном разбросаны по этой огромной территории и их меньше 10 тысяч.
И опять же, это может быть оправдано с точки зрения того, что военные называют геополитикой или геостратегией. Поскольку им надо командовать этой территорией, они мыслят эти территории как поле стратегического противодействия. Им надо поставить здесь базу, там базу, построить порт. Им удобнее командовать большой территорией. Как во время войны Папанина назначили начальником Севморпути летом 41 года с абсолютными полномочиями. И кто там спрашивал? Коми, не коми… Ему надо строить железную дорогу – он строит там, где ему нужно, не спрашивая никаких экспертиз, потому что у него одна задача – обеспечить оборону Севера от проникновений десанта. Задачи простые, мобилизационные. У нас время делается всё более военным, Север делается всё более и более стратегическим. Там всё время Шойгу, там всё время Путин. Я думаю, что основной неартикулируемый резон объединения – Север переводится на военное положение. Похоже, что так.