Как рассказал в интервью радио Sputnik научный руководитель программы по сохранению биологического разнообразия Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Владимир Кревер, этот "документ открывает возможности для защиты и сохранения видов, важных с точки зрения российской рыбодобывающей отрасли и продовольственной безопасности страны в целом".
По мнению координатора программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Сергея Коростелева, рыбохозяйственная заповедная зона охраняет устойчивое рыболовство от других видов хозяйственной деятельности:
- Добыча углеводородов и иных полезных ископаемых в районах нереста или нагула морских и речных обитателей несет реальные угрозы как экосистеме в целом, так и промысловым видам. Принятый документ дает возможность предотвратить эти угрозы.
Первые "рыбные заповедники" будут созданы на Камчатке, известной во всем мире как место нереста множества рыб ценных видов. В фокусе внимания экологов находятся, в частности, бассейн реки Опала и Западно-Камчатский шельф. Эти районы, каждый по своему, играют ключевую роль в воспроизводстве биологических ресурсов Охотского моря, где ведут промысел не только российские рыбаки. Закрепление статуса РХЗЗ за этими акваториями может стать прецедентом для появления похожих заповедных зон в других местах, где интересы рыбопромышленников в связи с истощением рыбных ресурсов оказались под угрозой.
Летом прошлого года уже не только экологи отметили угрожающую ситуацию, сложившуюся в бассейне Волги, где проживают десятки миллионов россиян. Но Волга, как основная река, питающая замкнутое Каспийское море, имеет и международное значение, в том числе и для рыболовства: нерестившихся там осетров раньше традиционно вылавливали и в Азербайджане, Иране. Теперь же, как отмечал начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук, в бассейне Волги на 80% потеряны естественные нерестилища русского осетра, а некоторые виды рыб исчезли полностью.
Журналист Ирек Муртазин накануне новогодних праздников 2018-2019 годов оказался в приполярном Уренгое и зашел там в магазин. Ознакомившись с ассортиментом, он задал резонный вопрос - понятно, что на севере не растут бананы, но зачем туда везти красную рыбу аж из Чили? По всей видимости, это оказывается выгоднее промыслов в местных реках.