Вот так сложно в Минэкономразвития решили назвать антикризисный план, который будет представлен Правительству в понедельник.
Программу или стратегию у нас пытались разработать с 2015 года. Алексей Улюкаев брал на разработку стратегии социально-экономического развития 2 года, Максим Орешкин – один год. Но результата не было. Получилось ли у нынешнего главы Министерства экономического развития Максима Решетникова (именно его в телеграм называют автором этого документа) сотворить чудо за один месяц? Начало неплохое – план разделён на три основных этапа:
Cтадия адаптации (конец 2 – 3 кв. 2020 г)
Cтадия восстановления (4 кв. 2020 г. – 2 кв. 2021 г.)
Cтадия активного роста (3-4 кв. 2021 г.)
А вот далее… По поводу чуда не уверены, но вопросов после прочтения плана остаётся много. Со всем текстом документа можете ознакомиться здесь, а мы отобрали 12 пунктов, которые вызвали у нас самые большие вопросы.
1. Внедрение электронной платформы повышения производительности труда
Как электронная платформа (не уточняется какая) должна повысить производительность труда? Производительность труда (стоимость продукции в расчёте на одного сотрудника) повышается, когда есть хороший стабильный спрос на товары и услуги. А сейчас всё с точностью до наоборот: правительство поддерживает занятость даже при спаде производства, то есть способствует снижению производительности ради социальной стабильности.
2. Привлечение долгосрочного капитала с помощью средств НПФ и краудфандинга
Что теперь делать тем, кто доверил свои накопления негосударственным пенсионным фондам? Прощаться даже с той минимальной прибавкой к пенсии, на которую рассчитывали? Государство может обязать НПФ вкладывать деньги в облигации (возможно даже бессрочные) крупных компаний. Только такие вмешательства ломают фондам выстроенную стратегию управления средствами привносят дополнительные риски. А краудфандинг хорош в сытые времена, когда даже некрупные инвесторы готовы рисковать и вкладывать свои средства в высокорискованные проекты.
3. Создание региональных центров роста в том числе за счёт создания инновационных научно-технических центров (этап 2-3)
Авторы действительно искренне уверены в том, что за один год возможно создать в стране, состоящей из 85 субъектов, региональные научно-технические центры, чтобы под этим ни подразумевалось? Очень оптимистично, особенно на фоне того, что нацпроект «Цифровая экономика» - худший по финансовому исполнению. За первые 4 месяца он получил лишь 5,8% средств, запланированных на год, а нацпроект «Образование» (куда ж науке без образования?) исполнен лишь на 16,6%.
4. Цифровизация государственного управления, включая внедрение механизмов на основе данных
Здесь только один вопрос: а как же сейчас происходит процесс управления? Данные о состоянии экономики и социальной сферы не учитываются?
5. Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов за исключением НДС
Почему МЭР так старательно держится за сохранение прежнего НДС в 20% для малого и среднего бизнеса? Его снижение помогло бы и предпринимателям, и потребителям. К тому же эксперты именно снижение НДС считают одной из наиболее эффективных мер поддержки МСП.
6. Снижение страховых взносов для всех субъектов малого и среднего предпринимательства со 30 до 15%, если заработная плата работника превышает величину МРОТ (1-2 этапы)
Мера давно и хорошо известная, но не перепутали ли что-то авторы со сроками? Согласно документу, скидка будет действовать до конца июня 2021 год. А вот, что 25 марта говорил Владимир Путин: «Обращаю внимание: пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а, что называется «вдолгую», на перспективу. И таким образом мы создаём долгосрочный стимул для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.» Что-то явно не сходится.
7. Создание региональной авиакомпании
По оценке Росавиации, объёмы авиаперевозок в России в апреле сократились на 91,8%. Авторы уверены, что спрос на авиабилеты за год не только восстановится, но и значительно превзойдёт докризисный? Иначе новая государственная авиакомпания вытеснит имеющиеся частные компании и лишит рынок здоровой конкуренции
8. Модернизация НПЗ
По этому пункту целый ряд вопросов: какие НПЗ будут проходить модернизацию, для выпуска какой продукции их будут модернизировать? За чей счёт их будут модернизировать? Тем более, что многие НПЗ и так в последние годы проходили модернизацию для выпуска топлива Евро-5, да и нынешнее падение спроса тоже позволило безболезненно закрыться.
9. Запрет на строительство новых котельных в местах присутствия электростанций
Чем же не угодили новые котельные? Для экономического развития страны реализуемые проекты также должны быть оправданы с точки зрения экономической целесообразности. Но вводится безапелляционный приоритет комбинированной выработки энергии (и тепло и электричество на одной станции) без учёта местных особенностей.
10. Смягчение требований к транспортной безопасности при строительстве, реконструкции и капремонте
Не обращать внимания на безопасность при строительстве – это точно хорошая идея? Особенно на фоне того, что сейчас идёт речь о смягчении СанПиНов, которые должны позволить ускорить строительство медучреждений. Получается ускоренное строительство в ущерб безопасности и комфорта людей.
11. Исключение работ и услуг, связанных со строительством, из перечня закупок, по которым заказчик обязан проводить электронный аукцион
С чем связано разрешение снизить прозрачность закупок в сфере госзакупок строительных услуг? Приближённым к властям компаниям стало сложнее получать заказы?
12. Формирование специальных туристких пакетов с чартерными авиаперевозками по новым внутренним направлениям с активным участием туроператоров
Во-первых, как эта мера соотносится с ограничения в условиях пандемии (пока спад эпидемии обещают к июлю, а о полной победе на коронавирусом речи пока вообще нет)? Аво-вторых, как заставить людей покупать готовые туры с чартерами, если многие уже привыкли к стабильным регулярным рейсам и недорогому проживанию в небольших гостиницах и гостевых домах, арендованным самостоятельно?
13. Завершение действия плана в 2021 году
Достаточно ли чуть более 1,5 лет для преодоления самого сильного кризиса, с которым столкнулась не только Россия, но и весь мир со времён Второй мировой войны? Вот последствия кризиса 2014 года к началу 2020 года преодолеть так и не смогли: реальные располагаемые доходы так и не начали стабильно показывать рост, а спрос на товары длительного пользования не вернулся к докризисным показателям.
И, пожалуй, самое главное – этот план не содержит ни конкретных сроков исполнения задач, ни их стоимости, ни ожидаемого результата. Есть только один показатель, к которому стремимся – рост ВВП и всё. Невольно напрашивается заключительный главный вопрос: задачу министры во главе с Решетниковым поняли исключительно как «сделать бумагу», и теперь будут ждать специального нового дополнительного распоряжения президента о сверхзадаче – получении результата и спасения экономики?