Валерий Рубин, Израиль
Вместе с тем через 18 месяцев в рамках ротации оно может стать первым израильским правительством под водительством Бени Ганца. Если повезет, конечно, мало ли какие события могут случиться до того времени. Ганц назначен министром обороны и заместителем премьер-министра, и он будет играть вторую скрипку в кабинете. В т.н.узкий кабинет безопасности кроме него войдут его сторонники - министры иностранных дел и юстиции, соответственно Габи Ашканази и Ави Нисанкорен.
В своем "инаугурационном" спиче Нетаньяху изложил свое видение политических задач, стоящих перед новым правительством. В числе первоочередных названа аннексия исторических территорий Иудеи и Самарии на Западном берегу р.Иордан, где разбросаны еврейские поселения, до сих пор не имеющие официального статуса, население которых перевалило за 400 тысяч человек. Обретение над ними суверенитета Израиля - это и есть план аннексии.
«Пришло время применить суверенитет к еврейским общинам в Иудее и Самарии. Это не отодвинет мир, оно приблизит его», - заявил Нетаньяху. После чего продолжил: «Правда состоит в том, что все знают об этом, что сотни тысяч поселенцев, живущих в Иудее и Самарии, останутся там, независимо от того, какое соглашение с палестинцами будет достигнуто". С этим можно согласиться: ни евреи, ни палестинцы никуда не двинутся со своих родных обжитых мест, они обречены на совместное проживание в этом регионе Ближнего Востока. Но пока - в атмосфере призрачного мирного сосуществования.
Нетаньяху - опытный политик, он отдает себе отчет в том, что окно возможностей для аннексии открыто, пока Дональд Трамп является президентом Соединенных Штатов. Поэтому планирует приложить все усилия для продвижения своей повестки дня (он признается, что одержим этой идеей последние годы) в ближайшие несколько месяцев, до президентских выборов в США в ноябре. Часы для Нетаньяху тикают. И не только "ротационные", до 17 ноября 2021 года. Уже на следующей неделе, 24 мая, его призовут в Иерусалимский окружной суд, где будут судить за взяточничество, потерю общественного доверия и мошенничество.
Не стоит ожидать скорого финала этой саги, обвинения и защита скрестят шпаги - но что за этим последует, не знает никто. Одно несомненно: публичый статус премьера-долгожителя может серьезно пострадать. Коалиционное соглашение с "Кахоль Лаван" Бени Ганца, казалось бы, дает Нетаньяху на некоторое время "крышу", но случись осечка с планом аннексии, и Нетаньяху станет отыгранной картой для право-религиозного лагеря.
Сегодня ему 70. Аннексия - его последний, жизненно важный для него самого проект, его наследие. Как и для Израиля, поскольку определит границы государства для последующих поколений израильтян. Говорить, что все уже предопределено, было бы наивно. Против аннексии выступают мощные силы, включая соседей - Египет и Иорданию. Король Абдалла, как известно, оповестил мир о том, что аннексия в контексте мирного плана (Трампа и Нетаньяху) приведет к "масштабному конфликту". Есть, над чем призадуматься. Да и оппозиция в кнессете не дремлет. Лидер партии Йеш Атид, бывший партер Ганца, прямым текстом говорит новоиспеченному правительству и своим коллегам: «Сегодня вы приносите присягу на верность человеку, который на следующей неделе предстанет перед судом за взятку». Невероятно, скажете, но такова жизнь.
Как бы то ни было, политический кризис в Израиле, спустя 508 дней, наконец, преодолен. Означает ли это, что двуглавый, непомерно раздутый кабинет (34 министра для маленькой страны - не многовато ли?) Нетаньяху-Ганца долго просуществует? Ответ даст только время.