Экс-акционеры говорят, что это только начало в разбирательствах между бывшими учредителями, требующими от российской стороны компенсацию в 50 миллиардов долларов. Россия намерена оспаривать данное решение в Верховном суде.
Третейский суд в Гааге еще в 2014 году постановил взыскать с российской стороны 50 миллиардов долларов компенсации. Бывшие акционеры потеряли эти вложения при банкротстве компании в России, тогдашний владелец Михаил Ходорковский оказался под арестом. Активы ЮКОСа за символические деньги перешли в «Роснефть». Россия посчитала бывших акционеров недобросовестными инвесторами и оспорила решение суда в Гааге. Однако в феврале этого года апелляционный суд признал законным первоначальное решение. «Пока Российская Федерация игнорирует международные суды, которые несут за это ответственность, мы будем конфисковывать российскую государственную собственность в соответствии с законом. Претензия на товарные знаки в Нидерландах — это только начало», - пишет NRC со ссылкой на слова бывшего акционера Тима Осборна. Если до сентября акционерам не выплатят их требования в 50 миллиардов долларов, то торговые марки намерены выставить на открытый аукцион. Они будут проданы по самой высокой стоимости, которую за них предложат, вырученные деньги пойдут в счет компенсации долга.
Данные водочные бренды являются предметом еще одного крупного российско-голландского судебного процесса. Еще один спор разразился между Россией и зарегистрированной в Роттердаме со штаб-квартирой в Люксембурге компанией Spirits International, которая является частью SPI Group of the Russian. Группа SPI в январе этого года проиграла долгий судебный процесс в Верховном суде Нидерландов за права на продажу алкоголя в странах Бенилюкса. SPI Group пришлось передать права на Бенилюкс от голландского суда в Россию и вернуть прибыль с 1999 года, пишет NRC. В 90-е данные марки были незаконно приватизированы по заниженной стоимости, бизнесмен Юрий Шефлер приобрел 43 бренда, включая те, вокруг которых разразился конфликт, всего за 300 тысяч долларов, тогда как Счетная палата оценила их стоимость на момент покупки не менее чем в 400 миллионов долларов. К 2015 году стоимость только двух данных брендов превысила два миллиарда долларов, пишет РБК.
Споры в Гааге не единственные требования со стороны экс-инвесторов к России. По сведениям The Insider, аналогичные дела рассматриваются также в Швейцарии и Канаде. Общая сумма претензий составляет еще 18,5 миллиарда долларов.