Posted 18 мая 2020, 11:15
Published 18 мая 2020, 11:15
Modified 7 марта, 15:02
Updated 7 марта, 15:02
Об этой дате напомнил в своем блоге сетевой аналитик Дмитрий Милин:
«Это было возрождением крепостного права при сталинском социализме, когда выдающихся советских ученых и инженеров сталинские безграмотные подонки заставляли работать «за пайку».
Органы ОГПУ активно фабриковали дела о «вредительских» организациях во всех отраслях промышленности, предприятиях и т. д. — «Обвинительное заключение по делу о вредительской организации в военной промышленности» (1929), «Обвинительное заключение о контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР» (1929), «Дело о контрреволюционной вредительской и шпионской организации в золотопромышленности ДВК» (1930), «Дело о контрреволюционной вредительской организации в системе сельскохозяйственного кредита и машиноснабжения на Дальнем Востоке» (1931) и так далее.
25 февраля 1930 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о недостатках в работе военной промышленности, в котором были указаны виновники неудач в хозяйственной деятельности — «вредители».
Начавшаяся в 1930 году широкая кампания по борьбе с «вредительством» под руководством Экономического управления ЭКУ ОГПУ привела к появлению в заключении массы высококвалифицированных специалистов, подавленных террором и смирившихся с ̲ф̲а̲л̲ь̲с̲и̲ф̲и̲ц̲и̲р̲о̲в̲а̲н̲н̲ы̲м̲и̲ ̲о̲б̲в̲и̲н̲е̲н̲и̲я̲м̲и̲.
Поэтому 15 мая 1930 года появился «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство», подписанного В. В. Куйбышевым и Г. Г. Ягодой. В частности, в этом документе говорилось:
«И̲с̲п̲о̲л̲ь̲з̲о̲в̲а̲н̲и̲е̲ ̲в̲р̲е̲д̲и̲т̲е̲л̲е̲й̲ ̲с̲л̲е̲д̲у̲е̲т̲ ̲о̲р̲г̲а̲н̲и̲з̲о̲в̲а̲т̲ь̲ ̲т̲а̲к̲и̲м̲ ̲о̲б̲р̲а̲з̲о̲м̲,̲ ̲ч̲т̲о̲б̲ы̲ ̲р̲а̲б̲о̲т̲а̲ ̲и̲х̲ ̲п̲р̲о̲х̲о̲д̲и̲л̲а̲ ̲в̲ ̲п̲о̲м̲е̲щ̲е̲н̲и̲я̲х̲ ̲о̲р̲г̲а̲н̲о̲в̲ ̲О̲Г̲П̲У̲».
Так появилась первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вредителей» в интересах военного производства.
Первое конструкторское бюро закрытого типа было создано в декабре 1929 года в Бутырской тюрьме. Там оборудовали две комнаты с чертёжными досками. Перед заключёнными авиастроителями поставили жёсткую задачу: к марту 1930 года сделать проект истребителя с двигателем воздушного охлаждения.
Главным конструктором стал Дмитрий Григорович, его заместителем — Николай Поликарпов. Григоровича попросили составить список сотрудников, с которыми он хотел бы работать, ̲п̲о̲с̲л̲е̲ ̲ч̲е̲г̲о̲ ̲в̲с̲е̲ ̲э̲т̲и̲ ̲л̲ю̲д̲и̲ ̲б̲ы̲л̲и̲ ̲а̲р̲е̲с̲т̲о̲в̲а̲н̲ы̲ ̲и̲ ̲д̲о̲с̲т̲а̲в̲л̲е̲н̲ы̲ ̲в̲ ̲«̲Б̲у̲т̲ы̲р̲к̲у̲»̲.
Группа отлично справилась с заданием, создав истребитель И-5, первый прототип которого, названный ВТ-11 (ВТ — «внутренняя тюрьма»), поднялся в воздух 29 апреля 1930 года.
В этих «концлагерях для ученых» работали:
- Р. Л. Бартини, авиаконструктор;
- Н. И. Базенков, авиаконструктор;
- В. П. Глушко, конструктор ракетно-космической техники;
- Д. П. Григорович, авиаконструктор;
- Ю. В. Кондратюк, конструктор ветро-электростанций, автор трудов по космонавтике;
- С. П. Королев, конструктор ракетно-космической техники;
- Л. Л. Кербер, специалист по дальней радиосвязи;
- Н. Е. Лансере, архитектор-художник;
- В. М. Мясищев, авиаконструктор;
- И. Г. Неман, авиаконструктор;
- В. М. Петляков, авиаконструктор;
- Н. Н. Поликарпов, авиаконструктор;
- Л. С. Термен, создатель терменвокса;
- Н. В. Тимофеев-Ресовский, генетик (в шарашке - специалист по радиационной генетике и безопасности);
- А. Н. Туполев, авиаконструктор;
- Е. И. Шпитальский, профессор-химик, специалист по химическому оружию.
- Штукатер Григорий Львович, ученый химик;
- Шнегас Владимир Владимирович, ученый химик;
- Швиндельман Михаил Абрамович, ученый химик;
- Воробьев Давид Евсеевич, ученый химик;
- Бельдер Михаил Абрамович, ученый химик.
Мне, чтобы понять уровень нашего общества, достаточно пообщаться с людьми считающими сталинские «шарашки» неприятным, но необходимым злом, которое полезно для страны. Они всерьез считают, что это «надо повторить», в смысле - вернуть стране рабов-ученых и рабов-инженеров. Некоторые из них даже лично мне рассказывали, как бы хорошо работалось в такой «шарашке» (спойлер: «ничего бы не отвлекало от работы»).
Многие из них, выглядят как вполне вменяемые современные и даже модные люди...