Posted 15 мая 2020, 12:44
Published 15 мая 2020, 12:44
Modified 7 марта, 15:04
Updated 7 марта, 15:04
Этот материал американских журналистов AP о том, как борется с пандемией Украина, активно переводят и публикуют украинские блогеры и СМИ:
«Медицинские работники в самодельных защитных масках и костюмах, с пластиковыми пакетами поверх обуви. Больница, рассчитанная на 150 коронавирусных пациентов, сейчас вмещает 250. Недостаток фильтровальных агрегатов вынуждает проводить вскрытия снаружи, под деревьями, а не в больничном морге...
И без того проблемную систему здравоохранения Украины COVID-19 практически «уронил», несмотря на относительно небольшое число случаев заражения - 15 648, и смерти - 408 по состоянию на начало этой недели.
Проблема нигде так не очевидна, как в западном городе Черновцы с 2324 подтвержденными заражениями в городе и регионе. Он считается очагом распространения, наряду с другим западным городом, Ивано-Франковском, в ста километрах от него, и столицей, Киевом. Тысячи украинцев, имевших временное трудоустройство в Европе, вернулись домой в условиях пандемии, некоторые привезли с собой вирус.
Когда в едва выживающие больницы хлынули пациенты с COVID-19, некоторым врачам и медсестрам пришлось купить собственные защитные средства или использовать самодельное оборудование. Многие из них заражаются: на медицинских работников приходится примерно пятая часть всех коронавирусных случаев в Украине.
“Моя душа плачет!, - Сказал Николай Шарахлицкий, анестезиолог из главной больницы Черновцов, чистя защитный костюм. - Мы работаем при недостатке медицинского оборудования и защитных средств и мы все в результате инфицируемся”.
В больнице в Черновцах, городе с населением 266 000 человек, нет ни одного ИВЛ для 250 пациентов.
«Я не верю, что хотя бы в одной больнице Украины есть все, что нужно», - сказал заведующий отделением интенсивной терапии Константин Дроник. «Нам не хватает всего».
Этот кризис пришелся на весьма плохие времена для Украины. Коррупционная экономика страны истощена шестилетней войной с сепаратистами, которых поддерживает Россия, а администрация президента Владимира Зеленского, пришедшего к власти год назад сразу же столкнулась с необходимостью завершать реформу здравоохранения, начатую его предшественником, успевшим сократить государственные субсидии, результате чего существенно снизились доходы медиков, а в больницах ощущается острая нехватка оборудования.
«Коронавирус показал, что это была за медицинская реформа - больницы не готовы, не хватает коек для инфицированных пациентов, зарплаты очень низкие, отсутствует медицинская инфраструктура», - критикует Зеленский своего предшественника на посту президента. «У нас даже не было и 1000 вентиляторов в рабочем состоянии. И это в стране с более, чем 40-миллионным населением. Это просто позор!»
Реформа должна была ввести новые правила, которые позволяли пациентам самим выбирать врачей, а семейным врачам - направлять пациентов к другим специалистам. Но столкнувшись с пандемией, новая система сразу же дала сбой.
«Семейные врачи воздерживаются от решения проблем», - говорят специалисты из западно-украинского города Почаев. «Врачи не навещают пациентов, они дают консультации по телефону. Все боятся заразиться вирусом ».
В больнице Почаева не осталось инфекционистов: одного уволили, другому поставили диагноз COVID-19.
«Из-за этой реформы люди сбежали, а те, кто остались, работают на пределе своих возможностей.», - говорят врачи.
“Вы можете видеть картину нашей готовности, и это на четвертый месяц эпидемии!”, - говорит Олег Стецюк, патологоанатом из Тернополя, одетый в желтый защитный костюм, который сделал для него его друг-сапожник. “Нам не дали ни копейки на улучшение санитарной защиты”. Он проводит вскрытия пациентов, убитых вирусом в больничном дворе, потому что в морге нет надлежащей системы очистки воды и воздуха. “Украина была совершенно неподготовлена к эпидемии ”, - сказал он, добавив, что власти не смогли даже предоставить палатку для проведения вскрытия, сославшись на отсутствие средств.
Раньше правительство субсидировало и заработную плату медиков, и коммунальные услуги больниц, но уже на втором этапе реформ, который начался в прошлом месяце, произойдет дальнейшее сокращение и без того ограниченного государственного финансирования.
Согласно новым правилам, государство не полностью покрывает стоимость лечения. За лечение пациента, перенесшего инсульт, возмещается около 780 долларов, в то время как необходимы 2000–3200 долларов.
С зарплатами медиков дело обстоит так: врачи отделения интенсивной терапии получают от 148 до 174 долларов, медсестры - 111 долларов.
«Мне грустно и страшно от того, что приходится думать не о пациентах, а о том, как бы не умереть с голода, как заплатить за квартиру и прокормить семью», - говорит 38-летний доктор Игорь Фельдман из Черновцов, который зарабатывает 174 доллара в месяц.
Реформа также предполагает распределение государственных субсидий между больницами таким образом, что большая часть денег идет тем, у кого больше пациентов. Это ставит небольшие и специализированные клиники на грани закрытия.
Зеленский уже пообещал пересмотреть параметры реформы, поскольку ее дальнейшее проведение это может привести к закрытию более 300 больниц, оставив без работы 50 000 медицинских работников..
Однако откуда он возьмет эти деньги в государстве, зависящем от кредитов Международного валютного фонда и других организаций, совершенно непонятно.
Между тем, медики по всей Украине проводят акции протеста против реформ, а некоторые главные врачи даже объявляют голодовку. «Мы не дезертировали с фронта, - говорится в заявлении врачей из Винницы. - Мы оставили наши семьи и фактически живем в больницах, чтобы спасать жизни людей. А вот правительство должно решить, с кем оно воюет - с медиками или с коронавирусом...»