Предприниматель и гражданский активист из Кузбасса Вячеслав Чернов бросил в своем блоге ретроспективный взгляд на историю своего бизнеса и пришел в ужас:
«Посмотрел минутную вырезку из нового обращения, где Путин предлагает меры поддержки населения в сложившихся условиях. Сколько я себя помню как предпринимателя, я безостановочно слушаю, как Путин меня поддерживает.
Как это выглядит на практике?
За все годы моей предпринимательской деятельности, а это, ни много ни мало - с 2003 года, налоги всегда только росли. Тарифы на аренду земли всё время увеличивались. Однажды стало очевидно, что нужно срочно выкупать. Но тут же начала расти кадастровая стоимость. Такими темпами, что промедление в выкупе начало грозить разорением. Электроэнергия выросла настолько, что уже начало казаться, будто энергетики стали совладельцами моего бизнеса. Если десять лет назад я как предприниматель мог взять кредиты в размере около 10 млн., то сейчас непросто взять хотя бы 1 млн.
Постоянные новые требования. Установи такую сигнализацию, а теперь такую. Новые поборы: сначала можно без кассы, а потом обязательно купи кассу, а потом обязательно купи другую кассу, в которую надо вставить электронный блок стоимостью с отдельную кассу, а блок каждый год меняй, а теперь забудь про эту кассу - покупай новую, электронную. А теперь оформи паспорт безопасности на объекты. А теперь закажи оценку условий труда.
И всё это сплошной чередой. Каждый год всё новое и новое и новое. Плати, плати, плати... Если раньше каждый год можно было аккумулировать средства на дальнейшее инвестирование, то теперь работай просто на прокорм семьи. И это, отмечу, при отсутствии падения доходов.
В последние годы и вовсе жесть. Региональная власть начала практически боевые действия, сначала запретив вообще какое-либо дальнейшее развитие и реконструкцию, а теперь и вовсе предъявила ультиматум, чтобы я добровольно отказался от собственности, иначе она будет отобрана силой.
Ни разу, ни в чём, нигде, ни на йоту – никаких послаблений, улучшений, льгот, помощи, поддержки. Только планомерное и упорное закручивание гаек и удушение.
Единственный вопрос, который может решить Путин – это тот, с которым ты обратишься к нему лично. Но его давно окружили плотным кольцом лица, которые монополизировали право на личное обращение. Они постоянно этим правом пользуются и у них всё более чем замечательно. Остальные 145 миллионов несчастных звонят на прямую линию раз в год, пишут петиции, стоят с плакатиками, ползают на коленях или изредка выходят маленькими группками, чтобы огрести по спинам дубинками росгвардейцев...»