Posted 13 мая 2020, 09:01

Published 13 мая 2020, 09:01

Modified 7 марта, 15:06

Updated 7 марта, 15:06

Открытие Телевизора: сталинизм и гуманизм = братья навек

13 мая 2020, 09:01
Празднование Дня победы в нашей стране становится все более нервным, но таким нервным, как в минувшее 9 мая, его, пожалуй, и не было никогда

Сергей Митрофанов

Вот как описал этот день личный бытоописатель Владимира Путина Андрей Колесников: «После гимна России в той же самой тишине полетели вертолеты и самолеты, и теперь это выглядело без преувеличения жутковато. По телевизору все это, наверное, оживленно обсуждали ведущие, а здесь, над пустой Красной площадью, эти самолеты, проносящиеся с тяжелым ревом, вызывали чувство гнетущее. Я опять подумал, что не хотел бы увидеть когда-нибудь такое снова».

По какой-то причине в этот день не получился и разгон облаков.

Облака сами собой разогнались 10 мая, а девятого мая висели свинцовые, тяжелые. Но хуже всего этого, что во внешнем мире как-то никто и не отреагировал на московские торжества совсем, не отдали должное всемирно исторической победе СССР, а президент США Дональд Трамп и вообще прикололся, сказал, что во Второй мировой войне победи американцы и англичане, не упомянув про «выигрыш» сталинского СССР.

Такое стерпеть наш Телевизор, конечно, не смог, и уцепился за неловкое выражение Трампа, чтобы устроить великий хайп, да и притянуть Запад к ответу по полной программе. Ничего удивительного в этом, впрочем, не замечалось – уже много лет защита победы СССР в России идет по нарастающей, но удивительно, что хайп на этот раз начал «американец» Ник. Злобин, до сих казавшийся совершенно вменяемым.

Он же и первый, кто предложил отозвать российского посла из Америки, а также вызвать к себе американского посла в Москве и как-то его накрутить. Такие предложения либерала Злобина, мне кажется, изумили аж и телеястребов, вроде Кургиняна и Багдасарова, да и Соловьев несколько озадачился, подозревая подвох. Лично я могу объяснить этот финт хитреца Злобина лишь тем, что он, по-видимому, не сторонник Трампа и в данной ситуации обнаружил прекрасную возможность подложить свинью на дороге интенсивно развивающихся двухсторонних отношений Трампа и Путина.

Что касается «неловкого тезиса Трампа», то, может быть, он не такой уж неловкий. Трамп лишь сказал, что США и Англия победили во Второй мировой войне. Но ведь это сущая правда – они же победили! Они не только вышли с минимальными потерями и не только сохранили свои экономики, но и задали им хороший импульс. По итогам войны образовался Великий Западный мир.

А СССР? А СССР тоже победил. Спору нет. Однако, когда армии разошлись по домам, каждая пошла строить что-то свое. Англичане, американцы, французы и западные немцы – открытое общество относительного частного процветания. А СССР – кувыркаться в своем тоталитаризме. «Проигравшие» западные немцы уже в 60-х отдыхали на мировых курортах, а их валюта свободно конвертировалась. В победительном СССР в это время думали, чем накормить население.

Да, СССР тоже победил во Второй мировой войне, причем, его вклад в общую победу огромный, особенно в человеческом измерении, что, на самом деле, сильно смахивало на какое-то жертвоприношение, и никто, очевидно, не мешает в России по этому поводу бить в барабаны, ходить парадами водолазов по дну реки, летать над Красной площадью самолетами, опускаться в Марианскую впадину с георгиевской ленточкой и устраивать салюты. Но разделять эту радость со стоящей в стороне гордой Россией никто тоже как бы не собирается, потому что одновременно с этим выплывают старые проблемы, особенно связанные с началом войны, а к ним присовокупляются новые, вроде Крыма и Донбасса. Да и задачи другие у Запада – созидательное сотрудничество, Луну, вон, скоро придется делить.

Да вот еще и такой аспект.

В России предлагают отозвать российского посла из-за юбилейных слов Трампа, где он не упомянул СССР, хотя днями раньше прекрасно упомянул и лично поздравил Путина телеграммой. Тогда как Запад должен, по-видимому, отозвать из России всех своих послов - из-за тех публикаций, что здесь идут ПОСТОЯННО.

Польша – из-за того, что в России не признают Катынский расстрел и сшибают ровно перед праздником мемориальные доски, напоминающие об этой трагедии. Франция – за то, что про нее говорят, что она, как проститутка, легла под Германию (тогда как она сражалась в Африке и значительное время продолжала удерживать нормандское побережье). США и Англия – за то, что про них в России пишут, что они наперегонки бежали заключать военные союзы с Гитлером, да и сами голимые расисты. Мол, мучают негров, индейцев и индусов.

При этом в СССР всегда писали, что Вторая мировая война – это не война «социализма» и демократий, к которой – о, чудо! – присоединился СССР на стороне демократий. А война капиталистов со страной победившего октября, чтобы та не дала миру свет правды. Хотя поначалу именно СССР ввязался в эту войну на стороне «социалистического» агрессора против… капиталистов, но, к счастью для последующих интерпретаций своей Истории, одумался.

Да и сегодня одиозный автор РИА «Новости» Мараховский недалеко ушел от этого тезиса:

«…нацизм, несмотря на весь свой якобы модернизм — в действительности выступал наемником очень старой и традиционной, "прежней" Европы и "прежнего" Запада. И многим, очень многим на Западе это вполне нравилось».

Я бы после этих слов точно отозвал послов или во всяком случае серьезно бы поговорил с официальными представителями МИД РФ. (Вы догадались – я просто зеркалю заявление российского МИДа.)

Допустим, Мараховский ненормальный, его к Соловьеву не приглашают, но Кургинян от Соловьева не вылезает. А его тезис такой, что будто бы, водрузив знамя на Рейхстагом, СССР утвердил в мире гуманизм, которого там отродясь не было. С чего он взял, что сталинизм равен гуманизму, не очень понятно. Вернее, понятно, что это его личная идеологическая провокация. Но, если мы вспомним, как писались в СССР школьные сочинения про войну – тогда вообще не приветствовались размышления, кто чего утвердил.

Победили и баста! Напали ублюдки – а мы их разбили. Лишь когда вышел документальный фильм Михаила Рома «Обыкновенный фашизм», 1965, а за ним «Семнадцать мгновений весны», 1973, про приключения советского штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, как литого в немецкой форме, народ как бы стал задумываться о невероятной политической схожести режимов, их одинаковой архитектуре, их реальных этических и политических принципах.

В этом плане меня всегда очень символическим казался рассказ Андрея Платонова, кстати, опубликованный в советской газете и долгое время считавшийся вполне патриотичным. В нем описывалось, как взрывом завалило землей немецкого и советского солдат, и вот они, два незнакомца, у которых совершенно нет никаких личных причин ненавидеть, в кромешной темноте без воздуха находят друг друга и начинают душить. Никаких гуманистических идей при этом, естественно, не возникало. Вопрос о том, какими станет мир, когда победитель вылезет из воронки, тоже отложен на далекое потом.

Сегодня Запад (отчасти, конечно, из прагматических, корыстных соображений, – ему же надо делать бизнесы в глобальном мире) перестал рассматривать победу во второй мировой войне как некую победу праведников над грешниками. Дети за отцов не отвечают – не в плане героического, ни в плане преступного. Все, кто за нас сегодняшних - праведники. Все, кто против Свободного мира – грешники. Бывший министр внутренних дел ФРГ и член Свободной демократической партии Герхарт Баум не стесняется говорить о поражении Германии как об освобождении. Война перестала быть геройством узкого круга семидесятипятилетних победителей, а превратилась в общую трагедию вчерашних наций и их ментальную ошибку в прошлом. Особенно, если учесть, что в бэкграунде у вас и«пакт Молотова-Риббентропа», и «Мюнхенский сговор».

Победа, таким образом, уже не пир. Но вот беда: для путинской России быстро погружающаяся в прошлое победа СССР по-прежнему повод для некой своей геополитической эксклюзивности и легитимация всех будущих долей в разделе мира и Вселенной. Чувство чего вместе с ней никак не может разделить остальное мировое сообщество.