Как сообщает lenta.ru, Всероссийский союз пациентов в своем обращении в ФОМС сообщил, что российские врачи стали все чаще отказываться принимать пациентов, требуя от них справки с отрицательным анализом на коронавирус. В письме говорится, что на горячую линию союза поступило множество жалоб от граждан на неоказание им медицинских услуг в период самоизоляции. Получить медпомощь не могут в том числе люди с хроническими заболеваниями, которым необходимо продолжать лечение и наблюдаться у специалистов.
Ранее академик РАН, вирусолог Виталий Зверев говорил, что из-за эпидемии коронавируса многие россияне, страдающие другими заболеваниями, начали терять здоровье и не могут обратиться к врачам. Россияне с редкими заболеваниями столкнулись с нехваткой необходимых им лекарств, так как они были внесены Минздравом в список препаратов для лечения нового вируса и осложнений от COVID-19. Речь идет, например, о медикаментах для больных ревматоидным артритом, системной красной волчанкой и системной склеродермией.
Также по информации Всероссийского союза пациентов, в ряде регионов гражданам предлагают сдать тест на COVID-19 только за деньги, объясняя это тем, что пациент не входит в группу риска или не имеет симптомов ОРВИ, а потому тест не покрывается территориальной программой государственных гарантий.
В Федеральном фонде ОМС поясняют, что такие требования медицинских организаций недопустимы. "Требование наличия результатов лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 при оказании медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию является нарушением, классифицируется как необоснованный отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования", - подчеркивает председатель ФОМС Елена Чернякова.
В ФОМС отметили, что нормативными документами, в том числе, временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения коронавирусной инфекции, утвержденным приказом министерства здравоохранения, а также временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" требование о наличии тестов на COVID-19 для плановой госпитализации пациента не установлено.
Поэтому ФОМС потребовала от региональных фондов обязательного медицинского страхования усилить контроль за недопущением необоснованных отказов пациентам по программам обязательного медицинского страхования.
В ФОМС заверили, что лечение пациентов с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящихся на заместительной почечной терапии (диализе) проводится в полном объеме несмотря на то, что ситуация действительно осложнилась и ряд медицинских организаций перепрофилировали в инфекционные стационары, а другие закрыли на карантин. Но пока временно приостановлено лишь проведение профилактических мероприятий и диспансеризаций.
"Возможен только перенос плановых видов медицинской помощи в тех случаях, когда это позволяет состояние пациента. Если требуются медицинские манипуляции, без которых возникнет угроза жизни и здоровью больного, то они должны быть выполнены, – подчеркнул вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. Однако пациентам необходимо знать, что в рамках ОМС плановая госпитализация, а также ряд инструментальных и лабораторных исследований (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, УЗИ сердечно-сосудистой системы и пр.) проводится исключительно при наличии направления, выданного лечащим врачом медицинской организации, к которой пациент прикреплен. Если эти условия соблюдены, а пациенту пытаются отказать в необходимой медицинской помощи, необходимо незамедлительно обращаться в страховую медицинскую организацию (СМО)".
На практике, конечно, все равно могут возникать те или иные проблемы. "На фоне перепрофилирования больниц для спасения пациентов с коронавирусом где-то могут возникать сложности с получением медицинской помощи. Но со временем маршрутизация больных разных профилей отлаживается. Колл-центры у всех страховых медицинских организаций работают в круглосуточном режиме, а страховые представители по-прежнему оказывают не только консультативную, но и организационную поддержку, помогая найти вариант, куда направить больного для лечения", - поясняет Дмитрий Кузнецов.
"Важность оперативного реагирования ФОМС на обращение организации пациентов в сложившейся в сфере здравоохранения ситуации сложно переоценить. От слаженного взаимодействия ФОМС, медицинского сообщества, страховых медицинских и пациентских организаций часто зависит доступность и качество медицинской помощи, жизнь и здоровье пациентов. ВСП продолжает анализировать ситуацию с доступностью медицинской помощи и обращения пациентов, поступающие на нашу Горячую линию", - отметил Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
"С 2019 года ВСП и ФОМС взаимодействуют в рамках Меморандума о сотрудничестве. Идет синхронизация работы информационных служб и служб реагирования. Представители Союза в качестве экспертов работают в составе координационного совета ФОМС, проведены первые школы по обучению представителей пациентских организаций работе со страховыми компаниями в регионах. Сейчас мы видим, что был взят правильный курс и необходимо дальнейшее расширение взаимодействия как с территориальными фондами, так и с медицинскими страховыми организациями", - подчеркивает Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Страховые медицинские организации также разбираются с нарушением прав пациентов в медицинских организациях. И если пациент считает, что его права нарушены, то звонок в СМО поможет решить проблему. Пациента там не только проконсультируют, но и при необходимости расскажут как решить вопрос о госпитализации.
Для того, чтобы связаться со своей страховой компанией пациенту необходимо посмотреть на своем медицинском полисе ОМС, в какой именно компании он застрахован. Возможно, там сразу будет указан и телефон, по которому обратиться с появившимися вопросами. Если телефон на полисе не указан, то его можно узнать на сайте страховой компании. Необходимо позвонить по телефону контакт-центра и сообщить о проблеме. После звонка страховой представитель сделает все для решения проблемы. "Она должна решаться обращением в страховую медицинскую организацию. Наша задача состоит в том, чтобы в условиях эпидемии гарантировать всем пациентам, всем застрахованным право на доступную и качественную медицинскую помощь. Пациента не только проконсультируют, но и при необходимости помогут решить вопрос о госпитализации", - сообщил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.