Философ Андрей Игнатьев задался в своем блоге крайне злободневным вопросом:
«...Действительно, что может стать источником ренты в условиях низких цен на нефть? - усиление фискальной нагрузки нужного эффекта не даст, там уже и так всё повыбрали, люди реально становятся новой нефтью только при условии их экспорта...»
Журналист Павел Пряников так прокомментировал это предположение:
«Это отсылает нас к практике наших собратьев по постстоветскому пространству. Страны Средней Азии, Украина и Молдавия так и поступают – экспортируют свою рабсилу в другие страны, а местные бюджеты (местные элиты) во многом живут от денежных переводов гастарбайтеров. К примеру, в Таджикистане и Киргизии такие переводы составляют 30-40% ВВП (такая доля в ВВП примерно соответствует поступлению от углеводородов в России в тучные годы).
Но готовы ли россияне ехать в Европу на уборку клубники или плотниками в Германию или Италию? Большой вопрос. Так же как пока и российские элиты не готовы распустить народ по другим странам, хотя с их стороны при обрушении сырьевых цен это был бы экономически разумный шаг – кроме поступлений от денежных переводов резко сокращается социалка на выбывших от социума граждан...»