Posted 9 мая 2020, 07:14
Published 9 мая 2020, 07:14
Modified 7 марта, 15:09
Updated 7 марта, 15:09
Ирина Мнишек
Галина Василега уже больше месяца не может добиться права посещать несколько раз в неделю своего прикованного к постели отца, ветерана войны Николая Амвросиевича Василегу. «Я обращалась лично к мэру Сергею Собянину, к депутату Мосгордумы от нашего района Марии Киселевой, к муниципальным депутатам. Все безрезультатно! Если вдруг папе становится хуже или случается нештатная ситуация - безо всякого пропуска срываюсь ночью и еду к отцу, с которым сейчас сиделка-медработник. Завтра мы всей семьей соберемся у отца. Это наша семейная традиция. Папе - 98 лет. И никакое запреты нас не остановят», - заявила Галина Николаевна «НИ».
Мы писали об этой истории , она нашла большой отклик среди читателей. Вот только чиновники из мэрии и Мосгордумы глухи к проблемам ветерана.
«Завтра пойду в районную соцзащиту получать планшет, который отцу решило подарить государство на 75-и летие Победы. Что старики будут делать с планшетами, не понимаю. Лучше бы лишний пропуск к ним подарили, это им сейчас куда важнее», - считает Галина Василега.
Вообще, складывается впечатление, что штрафы, выписанные за нарушение карантина и режима самоизоляции, превратились для государства в разновидность бизнеса. За неделю на нарушителей режима самоизоляции только в столице выписывается штрафов до 50 млн рублей и составляется до 12 тыс. протоколов. За неделю! Эти данные привели не правозащитники. Их гордо подтвердил начальник главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков в эфире телеканала "Россия 24"
«В Москве за месяц вынесено 97 постановлений, только один подозреваемый оправдан. В Санкт-Петербурге в нарушении санитарных правил и невыполнении карантинных ограничений уличили почти 1,4 тысячи горожан и компаний. Виновными суды признали 566 из них, 103 дела прекращены за отсутствием состава правонарушения, возвращено 83 протокола», - сообщили «НИ» в Агентстве правовой информации.
Большинство регионов последовали примеру Москвы и разрешают гражданам выходить в ближайший магазин, аптеку и обращаться за медицинской помощью. В Красноярске разрешено без пропусков ухаживать за пожилыми родственниками, которые живут в другом районе. В Татарстане с помощью специальной системы можно отправить SMS и получить разрешение на выезд за город. Во многих регионах нет ограничений, связанных с организацией похорон.
«При этом есть регионы, например Санкт-Петербург, где сотрудники полиции практически караулят людей в парках и составляют протоколы на всех, даже на тех, кто не гуляет там, а сокращает путь. Они нацелены, видимо, на палочную систему для привлечения к административной ответственности. Хотя составление протокола не должно быть самоцелью», — отмечает руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов.
Эксперты сходятся в одном: чтобы минимизировать штраф, перед выходом на улицу лучше изучить свежее региональное постановление о введенных ограничениях, которые день ото дня становятся все строже и непонятнее. Вот, к примеру, вопрос на засыпку: стоит ли считать прогулку с ребенком законной в условиях самоизоляции? Руководитель юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов заявляет, что «не видел ни одного регионального акта, где была бы прописана такая возможность. Потому и за прогулку с детьми тоже может быть наложен штраф».
Могу поделиться опытом: когда мы с мужем и дочкой вышли на прогулку после достаточно длительного периода самоизоляции, к нам подошел полицейский патруль со словами: «Что-то вас слишком много. Куда направляетесь?». Пришлось долго объяснять, что растущий детский организм нуждается в кислороде хотя бы в дозированных количествах, а идем мы в магазин. Дальше случилось самое смешное. Полицейские начали интересоваться, почему мы идем не в ближайший магазин. Пришлось объяснять, что в ближайшем нет пиццы, которая нам нужна. «А без пиццы что, никак нельзя обойтись?"- поинтересовался один из полицейских.
Знаете, карантин карантином, но когда полиция начинает давать советы по рациону питания моей семье, это уж как-то слишком…
Нам пришлось испытать на себе и другой парадокс пропускной системы. Так, чтобы вернуться с дачи с Москву, нам потребовались индивидуальные QR-коды. С ними проблем не возникло. Но пропуск на машину поступает не сразу, а несколько часов спустя. "Время ожидания до 5-и часов", как сказано в инструкции. В результате мы вынуждены были мерзнуть за городом несколько часов, ожидая пропуск на машину…
Но все это, как говорится, мелочи жизни. Есть проблемы куда более серьезные. Они созданы непродуманной и не проработанной до конца пропускной системой. «Мои знакомые живут в однокомнатной квартире впятером: мать, отец, двое их детей – сын и дочь – и внук. Все соблюдают режим самоизоляции, кроме работающей на непрерывном производстве дочери, - рассказывает моя собеседница Галина Василега.- Кстати, какой смысл от такой самоизоляции, не подскажете? Человек каждый день ездит в транспорте, общается с огромным количеством людей, ходит по магазинам, а все остальные члены семьи сидят дома. Все они находятся в однокомнатной квартире в тесном контакте. Но это полбеды. Работающая дочь внезапно заболела. Температура 39, кашель. В общем, все признаки коронавируса налицо. Вызвали «Скорую», она отвезла женщину в больницу. А принцип сейчас такой: везут не по месту жительства, а туда, где есть места. Поэтому привезли женщину в больницу на окраине Москвы, сделали КТ, констатировали коронавирус в легкой форме и… отпустили лечиться дома. Покинув стационар в 5 утра, женщина не могла воспользоваться никаким транспортом, так как у нее не было ни пропуска, ни выписки из больницы. Водители такси наотрез отказывались ее везти. Наконец, какой-то сердобольный гастарбайтер сжалился и велел больной женщине ехать на заднем сидении лёжа», - рассказала «НИ» Галина Василега, автор петиции мэру Москвы о смягчении пропускного режима.
«Происходящее в нашей стране выглядит как новый государственный бизнес – пополнять бюджет за счет штрафов, делая людей банкротами, вместо того, чтобы помогать им преодолеть экономический кризис. Во многих других странах, не менее пострадавших от коронавируса, нет карательных санкций за нарушение карантина. Например, американцы сознательно ограничивают общение и обходят друг друга на тротуарах. Полиция вмешается только в том случае, если будет открыта церковь или в парке возникнет скопление людей. Но никого не арестовывают и тем более не штрафуют за нахождение в парке», - рассказывает директор Центра стратегических судебных дел Антон Бурков.
Из постов в соцсетях. Vadim N. Timoshchuk : " Почему сейчас в Москве и Московской области в магазины продуктовые ходить можно (даже в крупные Ashan, Metro, Globus), в транспорте переполненном ездить тоже можно (метро, автобусы, электрички), а гулять на свежем воздухе в лесопарке и лесу, соблюдая много большую дистанцию между людьми, ЗАПРЕЩЕНО? Почему считается, что выходить из дома подышать - это плохо? Кто мне ответит?"
«Сейчас с пропускной системой царит хаос - во многом от организационного беспредела. Никто, включая Верховный суд, не регулирует введенные правила, которые нуждаются подчас в корректировке. 30% протоколов по административным делам в связи с нарушением карантинных мер суды отправляют обратно исполнителям. А полиция действует по принципу «проще оштрафовать и принять более строгое решение, чем дать поблажку» – тем более, что за строгое решение полицию никто не накажет. Ситуация с давкой в московском метро показала, что полиции по большому счету все равно, что происходит – главное инструкцию выполнить», - заявил "НИ" шеф-редактор Агентства правовой информации (АПИ) Роман Захаров.
Мы поинтересовались у представителя АПИ, как, по его мнению, будет вести себя полиция 9 Мая, в День 75-летия Победы. «Полагаю, что строгих мер принимать не будут. У сотрудников правоохранительных органов все же есть, надеюсь, понимание, что это святой праздник. Но это не значит, что не надо соблюдать мер предосторожности. Будет обидно, если заразятся ветераны войны, которых становится все меньше. Надеюсь, что не будут штрафовать даже за прогулки в парках и прочие незначительные нарушения. В конце концов, можно просто предупредить без каких-либо карательных мер», - считают в АПИ.