Известный российский публицист Сергей Федулов решил сравнить два крайне интересных кейса, посвященных пандемии коронавируса, какая страна лучше справляется с ней – Греция или Швеция.
Оба случая весьма примечательны: и случай Греции, известной скорее своим хаосом и «сильно перестраховавшейся», но при этом настолько успешно победившей вирус, что эксперты говорят даже о возможности полного «открытия» страны к лету, и Швеции, - единственного государства Европы, избравшего принципиально иной путь борьбы с пандемией: без «самоизоляции», карантинов, закрытия магазинов, школ, и прочее. В Швеции даже рестораны продолжали всё это время работать.
1. Греция, управляемая, наконец-то не комсомольскими Бабуро-Зубаревичами и вассалами Кремля (с которыми, впрочем, Вофка тоже поссорился), но нормальными политиками, после 1000 часов карантина имеет всего 2600 зараженных, всего 140 смертей, и только 40 человек находятся в тяжелом состоянии.
2. При том условия перед пандемией были самы неблагоприятные: - одна из самых старых стран ЕС, - развал финансового кризиса всё ещё не преодолен, - система здравоохранения – возможно, самая худшая в «старом ЕС». Кроме того, на решения политики и политиков греки традиционно плют с высокой колокольни.
Но не в этот раз!
3. И это была ПЕРВАЯ причина неожиданных успехов Эллады: установки на соблюдение «социальной дистанции» были приняты и соблюдались очень дисциплинированно. ВТОРАЯ причина успеха состоит в строгом следовании советам ученых мирового уровня, которых правительство привлекло к работе с первого случая Короны в стране. ТРЕТЬЕЙ причиной были немедленные и совершенно беспрецедентные меры изоляции и остановки всей социальной жизни: Премьер Кирьякос Мицотакис, вопреки протестам, запретил вообще ВСЁ: например, традиционные карнавалы, закрыл границы и школы, рестораны и церкви. Примечательно, что сделал он это при наличии ОДНОГО единственного зараженного! По мнению экспертов – ранняя реакция на пандемию – ключ к успеху: «Подожди Греция буквально неделю, и ситуация была бы столь же драматична, как, например, в Испании или Италии». ЧЕТВЕРТОЙ причиной стала – вследствие выше названных мер - возможность греков быстро развернуть дополнительные мощности по интенсивному лечению – они выросли аж на 70%! Количество медработников Греция увеличила на огромное число (для 10 миллионной страны) в 3000 человек.
4.Теперь экономика, хотя и пострадав от названных мер, может стартовать быстрее, чем в других, более пораженных пандемией, странах Европы и мира. Успех в борьбе с короной имеет для греков огромное моральное значение: «значит, и мы МОЖЕМ!». Тем не менее, экономисты опасаются рецессии, роста безработицы до 20%, и закрытия до трети предприятий туристической отрасли.
5. Ничего этого в Швеции нет вообще. Правительство здесь послушалось альтернативного мейнстриму мнения ученого эпидемиолога Андерса – Андерса Тегнелля – действительно всё видящего по-другому («по-немецки «андерс» означает «по –другому, с другой стороны»). Закрытие границ и школ Тегнелль считает «полным маразмом», «абсолютно бессмысленными мерами» в борьбе с вирусом. И успехи Швеции подтверждают его стратегию: число зараженных резко падает, каждый больной заражает уже меньше одного здорового («коэффициент репродукции») – то есть всё происходит как в Австрии или ФРГ – но только при полностью работавших школах и ресторанах.
6. «Мы не можем остановить общество, а потом снова его раскочегарить» - говорит Андерс Тегнелль. Не только экономика в Швеции почти не заметила кризиса, но и все социальные негативные процессы карантина там были намного лучше – например, там не ухудшилось медобслуживание ДРУГИХ, не зараженных Короной, пациентов, как в других странах, не увеличилось число самоубийств или домашних актов насилия.
7. Критики "особого пути Андерса Тегнелля" говорят, что Швеция заплатила за «особый путь» - «трупами». И, в самом деле – в расчете на миллион жителей в Швеции от Короны умерло 274 человека. Для сравнения, в ФРГ этот показатель равен 80, а в Норвегии (соседе Швеции) – вообще 39. С другой стороны, Швеция опережает и по этой цифре страны юга Европы: Францию (381), Италию (481) или Испанию (544 умерших на миллион жителей).
8. При том, и это важно отметить, Швеция вовсе не отказалась от самого принципа «сокращения социальных контактов». Просто для этого шведам не надо было никакого «государственного насилия»: шведы – нация высокого консенсуса и высочайшего доверия всем мерам своего правительства и своих ученых – отсюда и при работающих школах и ресторанах все просто соблюдали «социальную дистанцию».
9. В этом смысле у Швеция лишь НАПОЛОВИНУ «всё делает по-другому». По сути она делает так же, как и все, но без карантинов и остановки экономики.
Но САМОЕ интересное – напоследок! Либеральный Тегнелль, обычно выступающий на своих ежедневных телеконференциях не в костюме с галстуком, а в джинсах и пуловере, подчеркивает: «Пандемия ещё не завершилась. Осенью придет Вторая волна».
10. И вот это заставляет сильно нервничать правительства в Риме, Берлине, или Париже: благодаря «открытому» обращению с вирусом, доля иммунизированного населения в Швеции уже сейчас выше немецкой (этот феномен называют «групповой иммунизацией», что приводит к затруднению распространения пандемии не только сейчас, но и в будущем).
«Вот тогда количество умерших от Короны в странах, избравших путь запретов может многократно превзойти шведские показатели». ---
Жизнь покажет, - кто же в итоге окажется прав – «Греция» или «Швеция».
(Использованы данные REUTERS, NTV Deutschland, шведского, французского, испанского ТВ, немецкого журнала „Der Spiegel“, а также обзоры Вольфрама Ваймера, Георгоса Христидиса, Элии Моссиалоса, немецкого «Института Роберта Коха», других немецких, французских и шведских СМИ).