Изменения коснутся всех билетов, которые россияне приобрели на самолеты и поезда в период пандемии, и рейсы по которым отменили. Вернуть нельзя будет средства даже по возвратным тарифам и тем рейсам, которые отменили сами компании. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты полагают, что для авиакомпаний эта мера станет единственным вариантом выжить. Однако сам законопроект, который разработан в Минэке и позволяет задним числом не возвращать деньги россиянам, противоречит общим нормам права. Эксперты полагают, что законопроект будет вынесен на рассмотрение уже в мае.
Проект разработали потому, что перевозчики оказались в критической ситуации с момента распространения пандемии в стране. Новый вирус больнее всего ударил по авиаперевозчикам, которые были вынуждены приостановить все международные перелеты и существенно сократить число внутренних рейсов. К настоящему времени уже закрылись шесть российских авиакомпаний. Крупнейший игрок на рынке – компания «Аэрофлот» утратила свои лидирующие позиции на российском рынке по числу ежедневно выполняемых рейсов, а компания «Победа», которая пока приостановила все полеты, уже начала выдавать такие ваучеры своим пассажирам на будущие рейсы.
Пассажиропоток в российской авиации на конец марта упал на 80%, соразмерно снизилась выручка авиакомпаний. Ранее участники рынка подсчитали, чтобы поддержать авиаперевозчиков, необходимо почти полтриллиона рублей. Вероятность того, что правительство выделит эти деньги для авиакомпаний, нулевая. Владельцы авиакомпаний говорят о том, что сейчас им легче полностью остановить свою деятельность, чем продолжать низкорентабельные полеты. Однако если это произойдет и компании закроются, восстановить полеты после коронавируса им уже не удастся.
Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин считает, что ваучеры – единственный способ выжить для всех российских авиакомпаний. «Это хоть как-то позволит сохранить ликвидность всех без исключения компаний», - отметил он. При этом ранее международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг «Аэрофлота», дав прогноз по восстановлению компании на докризисные объемы не раньше, чем через четыре года.
Источники издания говорят о том, что российским авиакомпаниям необходимо вернуть около 70 миллиардов рублей россиянам за отмененные рейсы, более половины от этой суммы приходится на «Аэрофлот». В нынешней ситуации возврат этой суммы будет означать банкротство авиакомпаний, поэтому ваучеры – единственный шанс для отрасли выжить.
По словам источника издания, РЖД уже вернула деньги россиянам за 3,5 миллиона билетов на поезда, которые отменили. Сумма возврата составила свыше восьми миллиардов рублей. По итогам года в компании ожидается сокращение пассажиропотока на 41%.
Круизные туристические компании продали туров на этот сезон на сумму свыше 2,2 миллиарда рублей. Туры продавались еще с лета прошлого года, а полученные авансовые платежи с россиян уже израсходовали на ремонт судов зимой и подготовку к туристическому сезону. В апреле Российская палата судоходства оценивала потери компаний, организующих круизы, в 15 миллиардов рублей.
Однако глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что введение ваучеров задним числом вместо возврата денег за отмененные рейсы невозможно, так как это нарушает общие нормы права. По его мнению, такие ваучеры должны выдаваться россиянам только в том случае, если они сами побоялись лететь на рейсах, которые были запланированы.