Posted 7 мая 2020, 09:27
Published 7 мая 2020, 09:27
Modified 7 марта, 15:11
Updated 7 марта, 15:11
Юлия Сунцова
«Только весело и с песнями – а как вообще по-другому рассказывать об этой тряске?» -комментируют предприниматели проведенную акцию. «НИ» поговорили с владельцем event-компании Эдвином Багдасаряном о временах, когда все праздники и именины сердца отложены до лучших времен.
Акция «ИП Агафонов», проведенная пусть даже в шуточном ключе, нашла отклик в бизнес-среде.
Вчерашний бизнесмен стоит теперь у подземки и просит подаяние, потому что платить сотрудникам больше совершенно нечем, государство в это же время занято тем, что бесконечно вещает с телеэкранов о мифических миллиардах помощи бизнесу, и, угрожая санкциями, просит сохранять рабочие места.
«А любовь, а любовь, золотая лестница, золотая лестница без перил», - насвистывает предприниматель во Владивостоке хит Юрия Антонова и протягивает руку, на шее у него висит картонка: «ИП Агафонов. Собираю деньги на зарплату сотрудникам».
Всё было бы смешно, если б не было так грустно, комментируют флешмоб люди.
«Работаю в похожем бизнесе и край по возможностям всевозможных оплат уже давно пройден, так как зиму просидели и ждали, что сейчас-то хоть будет нормально, а не тут-то было. Такие, как я, на грани банкротства, причем как комерс, так и как физлицо. Платить нечем, я не понимаю, как Вы вообще держитесь», - пишет владелица свадебного салона.
«Я наверное тоже так встану скоро, все точки закрыты, за квартиру в этом месяце оплачу, и можно идти колеса у соседей свинчивать», - отзывается хозяин точек общепита.
- Эдвин, как прошел флешмоб? Подавали?
- Да, да некоторые проникались сочувствием. ИП "Сергей Агафонов" – реальный предприниматель, занимается производством кулинарной продукции и кейтерингом. Его бизнес переживает тяжелые времена. Он наш партнер – мы организовываем мероприятия, а он их обслуживает. С Сергеем мы давно дружим. Сейчас оказались в одной лодке.
Тем не менее акция прошла довольно позитивно, весело. Наша цель была – не показать, как всё плохо, этим сейчас и без нас многие занимаются, а хоть как-то приободрить уставших людей.
- И всё же для вас эта акция какая? Это жест гражданский, социальный, политический?
- Она не была ни политической, ни гражданской. Она была придумана исключительно для того, чтобы показать людям, что можно как-то по-другому переживать кризисы, искать выходы, смотреть в будущее с надеждой. Этот навык, я считаю, недооценен, а ведь он действительно жизненно важен, в бизнесе особенно.
- Был ли выхлоп от акции? Какой вообще итог?
- Ролик посмотрело огромное количество людей, за пределами Владивостока тоже. Об этом «пикете» много писали, много говорили, звонили журналисты. Были и те, кто конвертировал в политическую тему, но больше зрителей отнеслись к этому с юмором. Писали «сними пиджак, продай».
Мне кажется, что мой положительный настрой подзарядит и принесет гораздо больше пользы людям, чем я буду ходить и требовать что-то полгода, год и, как это у нас водится, не добьюсь вообще ничего. Можно бабке с дедом в деревне в сидеть под косым забором и плакать, как он плох. А можно с хорошим настроением взять и забор подтянуть, а если нет на это сил – то хотя бы, пока сидишь под этим косым забором, весело покидать в чай печеньки, и тогда всем будет хоть немного легче.
- Вам возразят. Налоги же платят все и немаленькие бизнес отдает. Почему не требовать помощи?
- Я лично ничего не жду. Знаете, есть такой сюжет из «Елок», где ребенку советуют настоятельно: «На деда Мороза надейся, а сам не плошай».
- «Конец всему этому близок», - ответили вы одной из ваших подписчиц в соцсети под диалогом о том, как же пережить этот кризис. Всё больше экспертов поговаривают о второй волне, так о каком конце вы говорите?
- Действительно есть версии о второй волне. Но если мы сейчас об этом слышим, у нас есть время подготовиться. Представляете, насколько бы легче нам было сейчас, если бы мы четко понимали, что из себя будет представлять волна первая.
Но мы же видели, что происходит в Китае. Если бы с января, когда инфекция захлестнула Азию, мы начали предпринимать что-то для своей сохранности, было бы легче. Но нет, мы не верили, шутили о том, как ходить в маске смешно и больше ничем не занимались.
Сфера развлечений – это сильно пострадавшая отрасль, она чувствует себя даже хуже общепита. Ребята из общепита могут перестроиться на работу на доставку. Со свадьбами и с именинами работать на вынос как?
Сейчас самое сложное для нас – это арендные обязательства и обязательства перед людьми, которые нам предоплачивали по предварительным договорам. Это и партнеры – ведущие, кейтеринг, музыканты, фото-, видеосъемка, и сами клиенты.
Мы арендуем три летние площадки, которые отдаем клиентам под ключ вместе с организацией праздника, мы арендуем офис и склад.
- Работают ли рекомендации правительства арендодателям снизить платежи для своих съемщиков?
- Рекомендации – это рекомендации, а суровая действительность – это суровая действительность. С половиной арендодателей мы договорились о снижении, но половина стоит на своем. Тут некого винить, у владельцев недвижимости свои обязательства, тоже не низкие налоги и прочее.
- В каком вы положении вы с сотрудниками?
- В этом смысле нам повезло, можно сказать. В нашем деле постоянных сотрудников нет, мы работаем с кадрами на аутсорсинге. У нас порядка десяти организаций-партнеров. Понадобились специалисты для проведения мероприятия, привлек его по договору об оказании услуг.
- Клиенты, которые уже оплатили услуги за организацию торжеств – какие отношения сейчас устанавливаются с ними? Возвращаете ли вы предоплату или, как «Аэрофлот», ваучеры выдаете? Без официального карантина, как я понимаю, нет возможности юридически ссылаться на форс-мажор, надо возвращать предоплату, платить неустойки и штрафы за неоказание услуг?
- В условиях наших договоров – 50%-ая неустойка. Соответственно, опираясь на постановление губернатора о невозможности проведения до 12 мая массовых праздников и торжеств, мы эту сумму клиентам возвращаем.
Тут надо понимать, что эти услуги же все равно людям нужны. Но сейчас они не могут сыграть свадьбу, юбилей, любой праздник вообще нигде, не существует таких мест, где можно, поэтому клиенты просто переносят торжество. Мы вернули деньги только примерно 20% клиентов – это те заказчики, которым дата была принципиальна. Невеста в положении, клиенты, живущие заграницей, какие-то действительно весомые условия для отмены отношений с нами. 80% спокойно согласились на перенос.
- Существование на предоплату уже закончилось или еще есть какой-то резерв?
- Закончилось давно, на это долго вообще не проживешь. Предоплаты хватило на месяц – она же сразу уходит в счет оплаты арендных платежей и исполнения обязательств перед партнерами. Вот нам клиент дает 10 тысяч рублей в качестве предоплаты. Мы ее в качестве такой же предоплаты своим партнерам, участвующим в мероприятии, раздаем – владельцу летней площадки, ведущему, диджею, оператору, чтобы забронировать их на необходимую дату.
- На что живете?
- Сократили все расходы. Залезли в личные сбережения.
- Свечных заводиков нет?
- Нет, совсем нет. По иронии судьбы на этот год наметил собственную свадьбу. Откладывали на это дело – вот на это теперь и живем. Планировали лететь в Америку – там зарегистрироваться и там же попутешествовать. Кстати, организаторы свадеб в США деньги, как выяснилось, не возвращают вообще. Мы бронировали выездную церемонию и отель, нам пришло недавно длинное письмо – предлагают отложить свадьбу на полгода и сообщают, что за нами сохранены ваучеры. Но какие ваучеры в данном случае могут быть, если мы сегодня не можем знать, откроют ли вообще авиасообщение в этот срок, будут ли у нас деньги к тому времени, чтобы куда-то лететь и что-то праздновать. Кто знает, что будет через полгода? Может к этому моменту мы сможем брокосочетаться, максимум, на своей кухне с постером Вегаса на стене, а вместо колец у нас останутся только кольца кальмаров сушенные.
- Как вы относитесь к высказываниям чиновников о том, что у предпринимателей должен иметься жирок на такие случаи?
- Это очень правильные слова про жирок. Нужно откладывать. Но вряд ли кто-то ожидал, что нужно готовиться к такому сценарию. Наоборот, строились планы на новые проекты, весь жирок вливался в них, еще и кредиты брались под это дело. Жирок остался вот на боках только, его и расходуем. Машину можно еще продать.
- Ах, у вас еще и машина до сих пор осталась. Неприлично.
- Ну, скоро придется продавать.
- Ваш бизнес вообще может позволить делать запасы, какая у него маржинальность?
- Почти такая же, как в общепите – около 10%. Но предприниматели, не ожидая ничего фатального, не занимаются накопительством, они пускают средства в развитие или, как я уже сказал, в новые проекты. У нас вообще большая часть прибыли в предоплату следующих мероприятий уходит.
- Вы упомянули взятые кредиты на развитие. Как сейчас складываются отношения с банками? Озвученные льготы и отсрочки вам доступны?
- Брать кредит сейчас – это нехорошая история, лучше закрыться и на лопату.
- Предпринимателям сейчас негласно запрещают банкротиться и закрываться. Нужно сохранять формально рабочие места.
- Я образно говорю. ИП, конечно, проще исчезнуть. Забрать оборудование, сдать офис и ни за что не платить. Компаниям с сотрудниками в этом плане сложнее.
- Но долги и у вас зреют.
- Надо выбрать паузу и с людьми договариваться о том, что вернешь через некоторое время. Честно говоря, и тут я настроен оптимистично. Я вообще не думал о сценарии таком, что мои кредиторы пойдут в суд, потом квартиру будут мне описывать. Я очень надеюсь поработать июль, август, сентябрь, октябрь, полностью выполнить обязательства перед партнерами и закрыть все свои долги, пусть даже в этом году я ничего не заработаю. Репутация важнее всего.
У нас есть текущий кредит в Сбербанке. В целом мы договорились на отсрочку на полгода, процент по займу не снизили, просто дали возможность не платить.
- А через полгода не потребуют процент за отклонение от установленного графика платежей. Многие предприниматели в больших городах на это пожаловались.
- Об этом мне ничего не сообщали. Может быть, тут имеет значение то, что Владивосток все-таки не такой большой город, как столица. У нас очень хороший кредитный менеджер, и банковский сотрудник нам пытается помочь по максимуму, консультирует, в какую сторону можно двигаться, чтоб было выгоднее и так далее. Мы постоянно с ними в переписке. Даже тихонько договариваемся, что проведем у них корпоратив, когда всё закончится, чтобы наверстать упущенное.
- Есть ли в регионе объединения отраслевые или мощные бизнес-сообщества, которые помогают в непростое время? Неважно как – материально, идейно и так далее. Вы можете, условно, позвонить кому-то, попросить помощи?
- В нашей сфере много разного креатива. Есть чат предпринимателей, в который я был добавлен с началом самоизоляции. Мы многое можем там друг с другом обсудить, начиная от новостей, заканчивая лекциями, трансляциями, эфирами. Но сводится всё равно всё к тому, что никто сейчас не понимает, что же нужно делать. Там как раз в основном требуют, а мне больше нравится действовать. Я лучше свои силы и энергию потрачу в другую сторону, на то, чтобы что-то заработать хотя бы к концу ноября.
- Статус участника юмористических шоу на федеральных каналах как-то помогает сейчас?
- Вы имеете в виду ситуацию с covid-19? Нет, не помогает. Сейчас у любого человека, если только он не занимается нефтью и газом, большие сложности и проблемы. Хотя и у них тоже, похоже, тяжелые времена не за горами.
Но есть ниши, которые, наоборот, растут сейчас. У нас в городе, например, сейчас популярны Пит-Стопы (автокафе) – они себя очень хорошо чувствуют. Продуктовые магазины, аптеки – у них тоже всё отлично. Уже начал планировать, что ближе к лету я их всех соберу всех, угощу и скажу, что в декабре буду с ними. Надеюсь, что у них по-прежнему всё будет хорошо и мы проведем для них корпоративы.
- Вы – прямо новый герой «Жизнь прекрасна!» Бениньи. Неубиваемы.
- Может быть, еще повезло, что весна у нас никогда не была пиком, весна – всегда нерентабельные времена: переждать, окупить аренду. Если бы эта история нас застала летом, то, конечно, были бы мертвы уже все на 100%. Что будет летом? Знаете, не хочу принимать никакой трагический сценарий.
Большинство людей в нашей отрасли оптимистичны по природе. В event-бизнесе противопоказано быть грустным, это же признак профнепригодности, потеря имиджа. Ну, а в целом мы живы. Мы пока еще ездим на машинах. Мы можем смотреть на красивое море в минуты походов в ближайший магазин. Мы можем улыбаться. Веселиться можем. Мы учимся экономить. Кому-то намного сложнее, чем нам, и мы должны их поддержать.