Posted 6 мая 2020, 07:34
Published 6 мая 2020, 07:34
Modified 7 марта, 15:12
Updated 7 марта, 15:12
Алина Витухновская, писатель
Синдром КОВИДо-диссидентства чрезвычайно интересен с точки зрения социальной психологии. Он словно бы вобрал в себя всю вскормленную «классическим» диссидентством и антиутопиями паранойю бессубъектного современного человека, которому чтобы почувствовать хоть как-то собственную индивидуальность надо намертво впиться в отрицаемый Бродским статус жертвы и полностью идентифицироваться с ним.
20-й век был ознаменован не только двумя кровопролитнейшими и масштабнейшими войнами, но и множеством периферийных, локальных конфликтов, часть которых длится до сих пор. Но мы давно пришли из авторитаризма к глобализму. Авторитаризм характеризовался тем, что человек как индивид постоянно подавлялся, его личность стиралась, а его функция сводилась к винтику огромного механизма.
Конец 20-го века дал нам практически идеальные лингвистически и визуально оформленные образцы апофеоза абсолютной тоталитарности, такие как знаменитое произведение Джорджа Оруэлла «1984» или более приближенный к современности киношедевр братьев Вачовски «Матрица». Эти антиутопии не только затмили реальные воспоминания об ужасах тоталитаризма и фашизма, но и в некотором роде подменили их. То есть, современный диссидент, параноик по натуре, ожидает от реальности в лице правительств и одиозных топ-менеджеров чего-то совершенно чудовищного, тайного, неконтролируемого и притом абсолютного.
Воистину, государство замещает роль «злого демиурга» во внешне обновленном, но по-прежнему внутренне архаичном сознании. В реальном мире, ни хорошем и ни плохом по сути своей, никто не желает нам зла ради самого «зла». Тот предполагаемый убыток, который мы можем понести от бытия, уже заложен в его сути, но не является злом и тем более, неизбежностью.
Современный мир — мир наиболее открытый и гуманный за всю историю человечества. Хотя он также не желает нам добра ради добра. Но он желает нам добра ради собственной функциональности, прибыли и прогресса. Что и с этической точки зрения является более честным и оптимальным, чем те мнимые «общеблага», которые сулили и желали нам прежние управленческие модели — модели традиционалистского мира, где странным и страшным образом совмещались и переплетались и «бог», и коммунизм, и прочий «рай на земле».
Нынешние государства скорее представляют собой гибрид корпораций, производственных, сервисных, торговых компаний и силовых структур, в которых роль индивида получила относительно больше свобод в праве заниматься и выбирать свой путь и род деятельности в порядке уже не принудительных, но договорных отношений.
Удивительно, что эту не абсолютную, но все-таки достаточную свободу большинство не может вынести, как раньше не могло вынести несвободу и насилие. Удивительно и то, что те массы, которым дали свободу от идеологий, в своей критике современного общества исходят прежде всего из устаревших идеологических предпосылок, оперируя профаническими терминами вроде «общества потребления».
Тогда как пресловутое общество потребления — есть первое общество в 21-ом веке, свободное от гнета идейных предубеждений. Все это наталкивает на неприятный вывод, что большая часть человечества просто изнывает по прежнему рабству и не находя его в реальности, домысливает в своих конспирологических фантазиях.
Огромную популярность в массах приобрели высказывания таких ангажированных медийных фигур, как потомственного лакея и культурного чернорабочего Никиты Михалкова и экс-звезды «Дома-2» Виктории Бони. Обе они действуют по лекалам хохломских агиток эпохи СССР периода «холодной войны». Первый полагает, что американский бизнесмен и основатель компании Microsoft Билл Гейтс собирается чипировать все человечество и хочет устроить мировой апокалипсис, сократив население Земли.
Михалков отметил, что вместо прививок компания собирается проводить чипирование человечества: «В тело человека вживляется чип, исполняющий роль контролирующего органа на предмет соответствия характеристик ежедневной активности для какой-то криптовалюты». В качестве «доказательств» Никита Сергеевич показал некий патент, зарегистрированный компанией Microsoft Technology Licensing, LLC, под номером WO/2020/060606. Режиссер отметил, что номер патента схож с «числом зверя» из Библии.
Подобного уровня «аргументация» сошла бы за троллинг, но, увы, многие восприняли такие высказывания буквально и на ура. Виктория Боня продолжает в том же духе, вещая «про Билла Гейтса, который хочет вакцинировать всю планету, про облучение «микроволновыми волнами», про документы на сайте ЦРУ и о других теориях заговора».
На мой опрос в фейсбуке большинство респондентов ответило, что скептически относится к КОВИДо-диссидентству. Однако, были и колоритные исключения. Например, активная коммунистка Марья Марусенко пишет:
«Вирус есть, как и многие другие. Есть вирусы опаснее. Экономику из-за них не грохают. Самоизоляция ведет, кроме общего обнищания населения, к алкоголизму, повышению домашнего насилия. Принятые меры привели к ситуации, когда люди с иными болезнями, в том числе с онкологией, оказались брошены, а это осложнения здоровья и смерти.
И, конечно, я против 5G, потому что ИИ будет работать с этой сетью. Я против Гейтса, потому что знаю о том, что вакцинация приводит к трагедиям. Но вместо разработки безопасных вакцин наших детей пичкают ядом, дошло до того, что именно вакцины стали основным способом заражения полиомиелитом в мире, например, итд. На данный момент просто нет безопасных, никто не занимается разработкой.
Я против id2020, которая, вероятно, ведет к чипизации. И самое главное, я против принудительной вакцинации и дискриминации по признаку наличия/отсутствия антител. А также против применения от короны нового вида вакцин — ДНК и РНК, о которых говорит Гейтс.»
Можно было бы отнестись к подобным высказываниям с иронией и здоровым скепсисом, но их авторы становятся чрезвычайно общественно опасны в своей агрессивной беспечности. Бороться только усилением мер с подобными заблуждениями бессмысленно. При этом научное просвещение и работа с дезориентированными гражданами может дать свои плоды. А против откровенных мракобесов и «глашатаев апокалипсиса» вполне сработают юмор и остракизм.