Протест в никуда: как переживает малый бизнес карантин в провинции

2 мая 2020, 15:29
Предприниматели города Ливны Орловской области попытались протестовать против разорившего их карантина, однако ничего из этого не вышло.

«В уездном городе N* было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось,жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.А на самом деле в уездном городе N люди рождались,брились и умирали довольно редко. Жизнь города была тишайшей..

Людмила Бутузова

Уездный городок Ливны Орловской области мало чем отличался от описанного в романе «12 стульев» , пока сюда не добрался коронавирус и не накрыл медным тазом пару тысяч предпринимателей. Вообще-то в 47-тысячном городке их гораздо больше, но значительная часть из них работает на системообразующих предприятиях типа «Ливгидромаш» и «Промприбор», которые по эпидемии прут как танки по бездорожью, а вот торговля и сфера услуг, еще недавно по-купечески размашистая, загибается на обочинах. Закрыто все: рынок, магазины, парикмахерские, швейные мастерские, ремонт обуви, салоны связи, ларьки с трусами и палатки с цветами…

- Карандаша купить негде! – изумляется учредитель газеты «Уездный город» Елена Богданова. –Я такой пустыни за всю жизнь не видела.

Виной всему пришедшие вместе с коронавирусом ограничительные меры. Жителей заперли по домам на самоизоляцию, на аллеях безнаказанно кучкуются только гипсовые бюсты героев Ливен. В минувший четверг малый бизнес решил исправить эту несправедливость. Истосковавшиеся без дела предприниматели толпой двинули к своим рабочим местам на центральный городской рынок.

У закрытых ворот, как пишет издание Богдановой, собрались сотни людей. Они пришли туда, чтобы подписать коллективное письмо руководству города и задать вопросы об уплате налогов, страховых взносов и том, как платить зарплату работникам. Главная просьба - возместить им убытки и открыть рынок для торговли продуктами.

По словам председателя Ливенской Ассоциации предпринимателей Виктора Ерофеева, люди бедствуют. Продуктами на местном рынке занимались 100 предпринимателей и 200 продавцов, 500 человек торговали промышленными товарами. Как констатировал Ерофеев, по сути, они уже разорены. У мясников мясо тухнет - сбыть некуда, галантерейщики завезли весеннюю одежду, но сезон закончился, её уже никто не купит.

Организаторы больше всего опасались, чтобы происходящее не выглядело митингом. Людей просто пригласили подписать письмо и не рассчитывали, что их придет так много, - говорил журналистам Виктор Ерофеев. Дальше события развивались следующим образом. Раскалившаяся до предела толпа стала искать крайнего в своих бедах и нашла почему-то только губернатора Орловской области Андрея Клычкова. Тут же возникла инициатива обратиться в облсовет с просьбой об его отставке. «Уездный город» оперативно растиражировал инициативу, но буквально через пару часов она исчезла с сайта вместе с разбежавшимися в разные стороны инициаторами. В Ливны прибыли представители прокуратуры Орловской области. Формально – для проверки соблюдения прав предпринимателей, арендующих торговые места на муниципальном рынке, - неформально – сами знаете, для чего. Бунтующие укрылись в местах своей добровольной самоизоляции, причем, вместе с телефонами, которые теперь либо вообще не отвечают, либо голосом автоответчика предупреждают «Вы не туда попали». За нарушение режима изоляции теоретически всем грозит штраф, или еще хуже: если власти сильно обиделись, то рынок вообще не откроют до морковкина заговенья.

«Уездный город» остался на виду, поэтому первой прокуратура навестила главного редактора Елену Богданову.

- Нашли поджигательницу, - говорит Елена. - Только я никого не поджигала, а рассказывала все, как было. Но, если честно, я и сама не поняла, с чего наш бизнес прицепился к Клычкову? Он, что ли, виноват, что у кого-то мясо не продано?

К слову сказать, засевшие в кустах довольно активно переходят на сторону губернатора и все меньше жалеют протухшее мясо, при условии, конечно, что в прессе не будут названы их фамилии.

- Кто им мешал организовать доставку или интернет-торговлю, - говорит о пострадавших торговцах мясной и рыбной продукцией собеседница «Новых Известий» Галина В. – «Пятерочка» им, видите ли, мешает, она работает, а они нет. Привыкли быть королями… Людям, кто на мелочевке сидит, или как я, на детской обуви, в сто раз хуже, но терпим же…

Ранее похожий скандал разразился на центральном рынке Орла. Предприниматели не соглашались во время простоя оплачивать аренду, пусть и сниженную на 50%. Ситуацию на контроль взял губернатор. Правительство области буквально рыло землю, чтобы не растерять людей и добиться для них дополнительных льгот. Что-то, вроде бы, получилось, хотя в Орле рынок частный и не так-то просто свести аппетиты хозяина до нуля.

- Ливны, всю жизнь считавшие себя круче Орла, решили пойти дальше и под угрозой отставки заставить губернатора открыть наш рынок, - рассказал «НИ» еще один окопавшийся в кустах источник. - Я говорил: ребята, выставляйте разумные требования. «Верхушка» ни в какую: сколько можно терпеть? У нас доходы упали, власть не чешется. Я понимаю: кубышка у них не наполняется, но прикрылись-то они теми, кто лапу сосет. Результат все равно ни к чему не привел: пока «корона» не закончится, терпеть придется всем.

Справедливости ради, местные власти как могут помогают предпринимателям терпеть. Ливенский рынок находится в муниципальной собственности, поэтому горадминистрация отменила плату за аренду торговых мест легким движением руки и не дожидаясь команды сверху. До осени малому бизнесу отложены налоговые платежи и обязательные сборы. Немаловажно: местные чиновники прикрывают глаза, когда кому-то уж совсем невтерпеж сидеть без денег, и он в нарушение запретительных мер выходит хоть как-то подкалымить. С предпринимателями вообще стараются не ссориться – при всем уважении к гигантам ливенской индустрии, бюджет города на треть состоит из налогов с малого и среднего бизнеса.

Так рассказывали «НИ» анонимные источники, нахваливая лояльную ливенскую власть. На фоне местнического популизма, губернатор Клычков явно проигрывает, поэтому ливенцам совершенно не жалко «отправить» его в отставку. В Орле он вообще узурпатор.Не далее как вчера прикрыл внаглую открывшийся магазин обуви «Кари» и в прямом эфире сообщил орловцам, что материалы по приостановлению деятельности уже направлены в суд. Правда, принципиальный портал Орелтаймс тут же сообщил, что орловцы целую неделю жаловались губернатору на незаконную работу «Кари». Многим это казалось несправедливым: почему одним предпринимателям можно, а «нам нельзя». Ну вот теперь справедливость восстановлена, все сели ровно под суровые карантинные запреты. В случае чего кара будет молниеносной - любое предприятие прихлопнут в один день или вы другого добивались?

Вся областная индустрия красоты со страху уже два месяца назад ушла в подполье. Народ ходит небритый-нестриженный и не исключено, что к окончанию пандемии вообще зарастет мхом, а парикмахеры не высовываются.

Спикер областного Совета Леонид Музалевский, который по лохматости стал неотличим от своих избирателей, на апрельском заседании парламента вступился за красоту и высказал предложение «о возможном снятии ограничений с работы парикмахерских». По словам Музалевского, многие мастера перешли на нелегальный режим работы, продолжают оказывать услуги в домашних условиях и этот процесс носит «нехороший» массовый характер. «Может быть, ужесточив правила безопасности, легализовать работу подобных заведений? Ведь другие области уже приняли такое решение», – обратился спикер к губернатору.

Андрей Клычков отнёсся к предложению скептически. «Выйдите на улицу, посмотрите отношение людей, им не нужны парикмахеры во время пандемии», – резюмировал губернатор и, кажется, навеки нажил себе врагов среди тружеников салонов красоты, СПА и других заведений бьюти-индустрии.

Светлана Петрова, глава Ассоциации специалистов красоты Орловской области, можно сказать, вызвала Андрея Клычкова на дуэль и также, в прямом эфире, парировала: «Отношение к нашей индустрии непонятное, вроде как никому мы не нужны, а вроде как нами все пользуются». Сидевшие у телевизоров стали разглядывать прическу губернатора, которая совсем не испортилась за два месяца эпидемии, а стала еще лучше. Чат взорвался подозрениями, орловцы стали писать, что не только губернатор, но и его первый зам., и второй, и третий непривычно красиво выглядят, «вот только не надо рассказывать, что всех стрижет жена Клычкова обыкновенными хозяйственными ножницами». (Было дело, Клычков как-то ненароком "спалил" жену). На выручку бросился советник губернатора Сергей Лежнев: он сам в техническом помещении администрации в свободное от советов время всех, кого надо бреет, стрижет, красит и, как видите, получается как у профи.

Павлова не приняла шутку юмора.

- Мы понимаем, что губернатору тяжело принимать решения, - пожаловалась она журналистам «Орел таймс».- Но ведь есть опыт соседних регионов, где бьюти-индустрия работает в ограниченном режиме. А у нас никак… Сотрудникам оказали минимальные меры поддержки. Сейчас стоит вопрос, где взять денег на зарплаты за апрель: поступлений нет, денег нет, поддержки нет, здесь я, правда, не знаю, что делать. В моем центре красоты работает 40 человек… Отслеживать всех не могу, но не удивлюсь, если кто-то из них принимает на дому. Официально все закрыты. Все 500 салонов. В среднем, в каждом по 5-6 мастеров, в общей сложности 3000 человек. Я продолжаю говорить о проблемах, призывать власть к рассудку. Мы писали петицию, собирали подписи среди предпринимателей. Губернатор ссылается на «тяжёлое положение» в стране.

Работники в гневе, заявляет она. А вот и зря! В Орловской области утверждён «план действий по развитию экономики в условиях ухудшения ситуации из-за распространения коронавируса». В план включены пункты по обеспечению граждан товарами первой необходимости; мероприятия, направленные на поддержку занятости в регионе; меры социальной поддержки населения; поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска. Включили не всех страждущих, но кое-кому повезло. Швейный кластер получил госзаказ на пошив масок. Собрали всех, кто способен держать иголку и хотя бы раз в жизни видел как выглядит швейная машинка. Орловская область рванула и за неделю вошла в число российских лидеров по суточному изготовлению масок. По данным Минпромторга, в Орле отшивают 157 775 изделий ежедневно! Новость отличная. Тем более, что губернатор Клычков пообещал, что эти самые маски будут раздавать на улицах бесплатно. Большие и малые города Орловщины авансом прислали благодарности.

Но как всегда, у всякой медали есть оборотная сторона. Представители швейного кластера слезами плачут и не знают, как оценить масштаб случившегося с ними абсурда. «Люди, которые шили эти маски с утра до вечера, не думая о режиме самоизоляции и рискуя своим здоровьем, добираясь до предприятий на общественном транспорте, не могут получить за свою работу деньги. Претензии предъявляют своему непосредственному руководству, которое тоже пока в дураках. Владельцы предприятий, получив от губернатора задание пошить маски, вложили в материалы – ткань и фурнитуру – немалые деньги, из собственного кармана, конечно. Но расплачиваться за маски областная администрация пока не спешит.Кластер отшил на сегодня 3 млн штук на сумму 87 млн рублей. Получено только 11,7 млн рублей. Было задействовано 41 предприятие и 600 швей. Работники требуют оплату, разгорается грандиозный скандал. Нам сегодня срочно нужна обратная связь с губернатором», – заявили предприниматели, прозрачно намекая, что голодные швеи ничем не хуже ливенских торгашей и хоть завтра «отправят губернатора в отставку».

Бедный Клычков, с этим беспокойным народом ему совершенно некогда заняться делом – выколачиванием денег из центра.

Для стабилизации экономики Орловской области, пострадавшей от коронавируса, нужно 5,1 млрд рублей. Потребность в дополнительных средствах из федерального бюджета составляет 4,6 млрд. На поддержку МСП необходимо более 736 млн. дополнительного федерального финансирования.Еще 330 млн руб. потребуется для восполнения выпадающих доходов областного бюджета. Именно эту сумму планируется потратить на отсрочку по уплате арендных платежей для арендаторов государственного или муниципального имущества, на снижение налоговых ставок по УСН для пострадавших отраслей. К ним,кстати, относятся и собственники торговых центров, давшие рассрочку арендаторам.

Где-то среди этих обещанных Центром денег затерялись, швеи, парикмахеры, индивидуальные предприниматели и просто голодные люди...

КСТАТИ

Сотрудники областной прокуратуры и региональные чиновники посетили город Ливны Орловской области, чтобы разобраться в конфликте местных властей и предпринимателей, работающих на рынке.

Напомним, что предприниматели подписали коллективное письмо с насущными вопросами об уплате налогов, страховых взносов и том, как платить зарплату работникам во время вынужденной самоизоляции. Они не попали под постановление регионального правительства, чтобы получить компенсацию из облбюджета. В коллективном письме содержалась просьба открыть рынок хотя бы для торговли продуктами.

Сотрудники прокуратуры, омбудсмен Евгений Лыкин и зам. губернатора Вадим Тарасов встретились с представителями ливенского бизнеса и признали нарушения их прав со стороны городской администрации. В основном это касается неполноты предоставления мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности. Варианты открытия рынка будут рассматриваться уже в мае. При этом должны быть соблюдены все санитарные нормы. Возможность их обеспечения чиновники изучают вместе со специалистами Роспотребнадзора

#Игорь Зотов #Экономика регионов #Аналитика #Акции протеста #Орловская область #Регионы #Карантин #Региональные органы власти #Региональные бюджеты #Власть и народ #Местная власть
Подпишитесь