Posted 1 мая 2020, 16:41
Published 1 мая 2020, 16:41
Modified 7 марта, 15:14
Updated 7 марта, 15:14
Ирина Мишина
Парадоксальная ситуация: в период самоизоляции незаконные свалки начали расти в Ленинградской области, как грибы после дождя. «Самоизоляция оказалась фактором, который стимулирует безнаказанность. В Петербурге и Ленинградской области – настоящий мусорный коллапс. Незаконную свалку нашли даже на «Невском пятачке» - там, где проходила линия обороны Ленинграда, где шли бои. Ничего святого у людей не осталось. И все от безнаказанности», - жалуется руководитель экологической лаборатории общественного контроля Сергей Грибалев.
Свалки сегодня рассредоточены практически по всей Ленинградской области. На территории муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области власти были вынуждены ввести режим Чрезвычайной Ситуации. Причина – горение незаконных токсичных свалок. Глава администрации Колтушей Эдуард Чирко распорядился перекрыть подъезды к свалке, но сжигание мусора все равно продолжилось. По данным местных жителей и экологических активистов, общая площадь свалок составляет около 12 га. Рядом с ними расположены многоэтажные жилые дома и школа.
«В Колтушах с 2014-го года на 14-и участках время от времени незаконно складировали отходы. Куда бы не ехал – свалка. Надзорные органы время от времени присылали своих представителей, эвакуировали грузовики с мусором, мусоросжигательные печи, но всё возобновлялось после их отъезда. Экологический Госнадзор оценил ущерб, нанесенный почве в этом районе, в 45 млн рублей», - рассказал «НИ» председатель межрегиональной общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.
Каковы же результаты режима ЧС в Колтушском сельском поселении?
«Я присутствовал при его введении. 14 машин приехали: ОМОН, вице-губернатор Ленинградской области по безопасности. Выставили пост полиции. Изъяли отходы 2-го класса опасности, посты полиции оставили. И больше ничего. Рекультивация почвы проведена не была. Жители частных домов продолжают жаловаться на дым, гарь и странные запахи», - пожаловался Сергей Виноградов.
«Вокруг пахнет формальдегидом. На улице запах, мы сейчас на самоизоляции, дома, и даже окно открыть не можем, чтобы вдохнуть хоть немного свежего воздуха. Формальдегид, запах которого мы отчетливо чувствуем, способен вызвать заболевания почек, печени, онкологию. Экологическая организация «Зеленый фронт» недавно проводила анализы, их результаты ошеломляют: концентрация в воздухе вредных веществ превышает нормы в 30 раз! Содержание нефтепродуктов в водоемах превышает норму в 500 раз! Скоро потеплеет, обещают жаркое лето. С наступлением жары мы просто будем задыхаться. На наши просьбы о помощи, заявления никто из представителей власти не реагирует», - рассказала «НИ» жительница соседнего Янино Инесса Иванова.
То, что все обращения и жалобы местных жителей натыкаются на глухую стену молчания или на отписки, еще полбеды. Власти Петербурга планируют расширить мощности завода МПБО-2 , источника токсичных отходов и свалок, и вывозить туда почти половину отходов от населения Петербурга, то есть почти 900 тысяч тонн мусора в год.
«Мы пишем очень много писем в разные инстанции. В МЧС, Прокуратуру Всеволожска, в Комитет экоконтроля и в Следственный Комитет», - сообщают местные жители Ленинградской области в соцсетях. О свалках в Ленинградской области был снят фильм , показанный по Пятому каналу. Сами жители проводили ночные рейды для выяснения причин пожаров на свалках и зафиксировали горящие свалки на видеокамеры.
"В непосредственной близости от предприятия находятся крупные жилые массивы, жители которых уже сейчас ощущают «благоухание» отходов с территории МПБО-2. Что же будет, если их объем значительно возрастет, а на перегруженном Колтушском шоссе встанут в пробки караваны мусоровозов? Очевидно, проблема усугубится, но об этом не говорится в планах Комитета по благоустройству Петербурга. Разве допустимо иметь такой комплекс вблизи населенных пунктов, где проживают тысячи людей?". – говорится в обращении, под которым поставили свои подписи более 2-х тысяч жителей Ленинградской области.
В трех километрах от Янино расположена деревня Суоранд. На ее жителей начата практически газовая атака. Мусоровозы под покровом карантина продолжают сваливать все новые партии отходов. Местные жители вынуждены были обратиться к президенту. «Администрация района, полиция, прокуратура не способны выявить злоумышленников и взять объект под контроль, – заявили в своем видеообращении к Владимиру Путину местные жители. – По всей видимости, законы на территории Всеволожского района не действуют».
Никакого конкретного ответа от президента не поступило…
Жители Заневского поселения Ленинградской области вынуждены были обратиться в Минздрав России. «Хотим довести до вашего сведения, что деятельность завода МПБО-2 оказывает на наше здоровье крайне негативное влияние. Стали беспокоить хронический кашель, головные боли, бессоница, ночные удушья. Дело в том, что около года на территории завода и по сегодняшний день располагается незаконный полигон из технических отходов в объеме 40 тыс. тонн, выделяющий зловонный запах», - говорится в обращении .
Но все эти письма и обращения на сегодняшний день - глас вопиющего в пустыне.
Еще 29 января 2020 года суд Всеволожска вынес постановление, в котором обязал перерабатывающий завод МПБО-2 в 60-ти дневный срок освободить площадку от мусора. Однако, завод постановление не выполнил и подал апелляцию в районный суд. Он состоится не раньше мая, а это означает, что токсичный полигон просуществует скорее всего до июля. Какие химические процессы могут начать происходить на свалке с наступлением жары и что жителям близлежащих районов придётся вдыхать, можно только предположить. Люди в отчаянии. «Мы уже не знаем, в какие двери нам постучаться, нас очень тревожит эта ситуации, особенно сейчас, в условиях эпидемии, когда только сильный иммунитет может помочь справиться с болезнью. Очень хочется жить и не бояться за свое здоровье, дышать чистым воздухом. Просим вас оказать влияние на ситуацию, возможно, инициировать проверку и защитить наше здоровье и жизни, а так же, жизни наших детей»,- пишут жители Ленинградской области министру здравоохранения России.
В чем же причина удушающего запаха и резкого ухудшения экологической обстановки в Ленинградской области? По официальной информации, завод МПБО-2 - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге. «Наша задача — обеспечение экологической безопасности города Санкт-Петербурга», - сказано на официальном сайте предприятия. Но местные жители, которые давно наблюдают за деятельностью завода, иного мнения. «Завод на самом деле не перерабатывает мусор, а перевозит их на частные полигоны, где его сжигают. Мы официально обращались к главе МЧС района Ивану Романюку, однако, он отговорился тем, что у них нет квадракоптера и поэтому получить точную информацию о деятельности завода в МЧС не могут. Мы чувствуем запах гари, пыли, дыма, вызываем пожарных, а они якобы не могут определить локацию! В результате, нам пришлось самим вычислять эту самую локацию возгорания. Она находилась в промзоне, неподалеку от шоссе. Там был открытый огонь – горел мусор, шины. Сжигание мусора происходит каждую ночь. Мы даже не можем открыть окно, чтобы в условиях самоизоляции подышать свежим воздухом, проветрить квартиру. Мы задыхаемся! Как выяснили местные экологи, на самом деле на территории завода МПБО-2 находится незаконный полигон, на котором – 40 тысяч тонн мусора. Надзорные инстанции установили и подтвердили этот факт, предписали заводу очистить этот полигон от мусора, но этого не происходит! Оттуда дует ветер, по свалке бродят бездомные собаки, над ней летают чайки, это рассадник крыс, антисанитарии. Особенно сейчас , в условиях эпидемии, это должно было насторожить надзорные органы, но мы получаем сплошные отказы», - заявила «НИ» местный житель, экологический активист Инесса Иванова.
В пригороде Петербурга Кудрово происходят и вовсе жуткие вещи. Местные жители начали находить на свалках, расположенных в непосредственной близости от жилых домов, источники радиоактивного излучения. Они валялись на пустыре между улицей Центральной и железной дорогой. Пустырь внешне напоминал несанкционированную свалку. «У нас просто катастрофическая ситуация со свалками в Кудрово, – рассказала местная жительница Наталья Карсунцева. – Мусор завозят уже к домам, скидывают бесконтрольно все виды отходов: и грунт, и бетон, и кирпич, и покрышки, и асфальт, и бытовые отходы… Вот мы с ребятами собрались, взяли дозиметры и решили посмотреть фон. И не ошиблись: на пустыре между Центральной и железнодорожными путями нашли несколько старых приборов со знаком радиации на корпусе. Дозиметр рядом с находкой показал от 100 до 300 мкР/ч. Это раз в десять превышает фоновое значение. Вызвали службу химической и радиационной безопасности и вернулись в машину». «Грязь на нашей обуви тоже «звенела», – поделился другой участник экспедиции Артём Мхитарян.
Самое парадоксальное, что неподалеку от свалки в Кудрово строятся или уже построены несколько ЖК. Мы связались с одним из застройщиков – ООО «Патриот Северо-Запада». Менеджер по продажам Алёна долго заверяла : «Свалка когда-то была, радиоактивные источники там действительно были обнаружены, было альфа-излучение, свалка была не санкционированная. Но уже проведена большая работа, всё расчищено. Мы не исключаем, что это происки конкурентов, которые хотели воспрепятствовать строительству ЖК. Дома в Кудрово пользуются большой популярностью».
Радиоактивные отходы в Кудрово действительно находили. РИДы убрали, но почвы никто не рекультивировал. Для рекультивации почвы нужен проект, который стоит денег. Просто бывшую свалку быстро присыпали строительными отходами. Соответственно, все токсичные отходы осталась внутри. Кстати, ВКонтакте местные жители пишут, что на той же свалке видели бой ртутных ламп, являющихся отходами первого класса опасности.
«Вокруг этого места построили ЖК на 100 тысяч жителей, прямо вокруг свалок. Уже заселились около 50-и тысяч человек. Участок, где введен режим чрезвычайной ситуации, находится всего в 50-и метрах от жилого комплекса В народе это место уже прозвали «Радиоактивное поселение», - рассказал «НИ» председатель межрегиональной общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.
Причина возникновения вокруг Кудрово мусорной блокады – несанкционированный сброс отходов. От этого страдают практически все территории, прилегающие к Санкт-Петербургу - главному производителю отходов на территории области. «Всеволожский район является лидером по количеству выявленных свалок – 303, на втором месте Выборгский район – 150 свалок, на третьем Приозерский – 125», – сообщает заместитель председателя комитета госэконадзора Ленобласти Алексей Рылеев. Такая же ситуация и в других населенных пунктах - Янино, Мурино, Девяткино, Колтушах… Их жители стали заложниками и жертвами политики обращения с отходами, которую Санкт-Петербург и Ленинградская область проводят долгие годы.
Как же действует теневая мусорная схема? Вообще, это настоящий детектив.
«Сдатчик отходов заплатил водителю или хозяину его фирмы, условно говоря, 10 тысяч рублей. Оценив свои услуги, скажем, в 2 тысячи рублей, оставшееся водитель должен заплатить полигону, принимающему груз. Однако несознательный водила не доезжает до полигона, а опорожняет машину в леске или на пустыре у дороги. Сэкономленные 8 тысяч останутся в кармане. Этот нехитрый механизм и является первоосновой свалочного наступления. Главные действующие фигуры свалочного наступления – гигантские не санкционированные свалки-долгожители. Именно здесь «доятся» основные финансовые потоки мафиозного мусорного бизнеса. Опорожняя мусоровоз в неположенном месте, водитель все-таки рискует нарваться на полицейских, проверяющих, просто свидетелей. Поэтому несознательные быстренько встраиваются в нелегальную схему разгрузки и работают на несанкционированные свалки-гиганты, существующие под крылом теневого бизнеса. За разгрузку 1 мусоровоза на таком полигоне берут, скажем, не 8, а 5-6 тысяч рублей. Водилы гонят туда свои машины по наводке «черных» диспетчеров – такая служба тоже действует. Удобство в том, что сваленный с машины мусор тут же смешивается с тем, что уже здесь лежит. Доказать факт преступления практически невозможно», - описывает схему теневого "мусорного бизнеса" экологический журналист Лина Зернова .
Так образуются гигантские свалки на берегу рек, которые впадают в Финнский залив. Власти выезжают на эти свалки только в случае акций протеста. Штраф владельцу арендованного участка земли, как правило, не превышает 30-50 тысяч рублей.
Влияние «мусорных королей» измеряется заработанными миллионами. По подсчетам экологов, за сутки на одной нелегальной свалке могут разгрузиться до нескольких сот мусоровозов. Рассказывают, что на закрытых полигонах Ленобласти навар мафиози в сутки может составлять до миллиона рублей. Умножьте на 365 и количество свалок… На такие деньги можно купить всех!
П.С. В распоряжении редакции «НИ» попал удивительный документ – ответ экологическим активистам по поводу свалок в Ленинградской области Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга. Вот выдержка из него: «Ликвидация накопленного на Полигоне вреда окружающей среде будет осуществляться Минприроды России за счет средств федерального бюджета в размере, предусмотренном федеральным проектом «Чистая страна». Учитывая отсутствие у Санкт-Петербурга региональной составляющей федерального проекта «Чистая страна… возможность включения данного объекта в национальный проект «Экология» отсутствует".
То есть проект уничтожения мусорных свалок теоретически есть. Но на практике его вроде как нет. Такой вот проект-призрак.
И последнее. Ликвидация мусорных свалок в Ленинградской области, которая привела к введению в одном из районов режима ЧС, судя по всему, стала вопросом политическим. Хочется надеяться, что мусор еще не засорил правительственные коридоры федеральной власти.