Posted 30 апреля 2020, 13:51
Published 30 апреля 2020, 13:51
Modified 7 марта, 14:44
Updated 7 марта, 14:44
- Сколько лет вы уже в бизнесе?
- Я занимаюсь консалтингом уже больше восьми лет. До этого был ресторанный бизнес и продажа страховых продуктов. Потом полностью перешёл к консалтингу кредитования и обеспечения госконтрактов. В 2012 Мы с партнёрами начали с небольшого кол-центра на 30 рабочих мест и поиска тех продуктов, которые мы смогли бы продавать на основе нашего опыта. Сегодня Наша компания занимается сопровождением клиентов, участвующих в госзакупках. Основные клиенты – представители малого и среднего бизнеса, которым мы помогаем получать услуги такие как банковские гарантии, кредитование и прочие финансовые продукты. У нас агентская сеть из 700 партнеров по всей Росиии и более 15000 клиентов.
- Пришлось ли Вам перестраивать работу из-за пандемии?
- Мы смогли перейти на удалённую работу, безопасную для сотрудников, согласно всем рекомендациям и постановлением властей, и продолжили функционировать. Мы просто не можем перестать работать - у нас сотрудники, партнеры- банковские агенты и клиенты со всей страны. Пока удаётся обойтись без потерь. Наши клиенты, поскольку они являются представителями малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего из-за приостановления деятельности, активно просят помощь в получении кредитов. В том числе – государственного кредитования с нулевой ставкой.
- Удалось ли кому-то получить этот кредит?
- Наш основной партнёр, который исполняет эту программу – банк МСП. Он объявил о возможности получения данного кредитования на шесть месяцев для компаний из пострадавших отраслей. Это гостиничный, туристический, ресторанный бизнес, проведение выставок. На сегодняшний день мы отправили пять заявок, только одна была одобрена. Есть определённые критерии: это существование бизнеса минимум год, прибыльность предприятия. Если компания в 2019 году показала убыточность, то кредит она не получит. Кроме того, основной вид деятельности должен относится к наиболее пострадавшей отрасли. К примеру, компания занимается одновременно производством и устраивает выставки, а по балансу основные движения средств связаны с производством, такой компании будет отказано. Как бы не исполнялась госпрограмма, банк оценивает риски. Кредит должен возвращаться, вне зависимости от того, компенсирует ли это государство или нет. Бессмысленно рассчитывать на раздачу денег по первому требованию. Конверсия есть всегда. Никогда 100 из 100 заявок не срабатывали. У нас в стране кредитование не до конца совершенно. Банк смотрит на клиента с точки зрения рисков. Все упирается залоги, который у малого бизнеса чаще всего нет. К примеру ресторан в большинстве случаев открывается в арендуемом помещении. Часть оборудования – тоже арендованная. И нанятый персонал. Даже, если ресторан успешный – какой залог он может предложить банку? Рестораны, у которых помещение в собственности и они могут его заложить для получения кредита на открытие второго ресторана – случай достаточно редкий. Даже у больших сетей.
- Ваша компания тоже относится к малому бизнесу. Сколько у вас сотрудников?
- У нас работает около 40 человек. Средняя зарплата – 60 тысяч рублей. Мы получаем деньги за результат, который напрямую зависит от того, как работают банки-партнёры и другие финансовые организации, с которыми мы сотрудничаем. Наш бизнес напрямую зависит от государственных закупок и от наших клиентов, которые участвуют в тендерах.
В данный момент многие госзакупки отменяются из-за пандемии. Наш привычный клиент – строитель, может потерять контракт из-за перераспределения бюджета, если деньги, выделенные на строительство перейдут на финансирование других отраслей. Например - в здравоохранение.
На сегодняшний день у нас нет убытков – мы работаем по старым заявкам и контрактам, которые тянутся с января. Появились и новые контракты, наши услуги востребованы. Но постоянные клиенты могут оказаться не у дел, поэтому приходится искать новых в других секторах экономики.
И конечно же, ценность каждого клиента и каждой сделки в условиях эпидемии и экономического кризиса возросла. А если изменится отношение ко всем банковским продуктам, то и мы можем пострадать. Тогда нам придётся применять меры - переходить на сдельную зарплату, минимизировать твёрдый оклад. Таким образом будем выходить из кризиса. На льготное кредитование нам не приходится рассчитывать. Консалтинг не входит в категорию пострадавших отраслей.
Даже, если мы войдём в эту категорию, нам нечего предложить банку в качестве залога. Компания, которая имеет IT-платформу (интеллектуальную собственность), оборудование – серверы и телефоны, никакого существенного залога предоставить не в состоянии. Очень хочется верить, что чёрные времена не наступят.