Ранее Министр энергетики России Александр Новак отмечал, что спрос на бензин в России упал на 40-50% после введения самоизоляции. По данным Российского топливного союза, спрос на бензин снизился еще больше – до 70%.
В России сейчас работает более 15 тысяч автозаправок, более половины из которых не принадлежат крупным компаниям. У них нет собственных нефтеперерабатывающих заводов, чтобы выжить в период пандемии, они могут воспользоваться предложениями на черном рынке. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что у таких компаний сейчас два пути: либо закрыться, либо оптимизировать издержки, в том числе за счет продажи некачественного топлива. «Вероятно они начнут продавать бензин АИ-80, выдавая его за АИ-95», - пишет ТАСС со ссылкой на слова Юшкова.
По словам эксперта компании «БКС Брокер» Вячеслава Абрамова, сейчас на рынке присутствует порядка 30% контрафактного топлива при официальной статистике не более 15%. По его словам, если ранее контрафакт помогал подзаработать, сейчас это единственный способ выживания для многих АЗС.
По официальным данным Росстандарта, после проверок 190 АЗС в первом квартале этого года было установлено, что почти 10% из них использовали некачественное топливо, еще 3% недоливали бензин в баки машин. В прошлом году ведомство установило, что каждая 12-я АЗС торгует некачественным топливом. Суррогатный бензин выявили на 5% сетевых АЗС и 13% независимых автозаправочных станциях. Плановые проверки в апреле приостановлены. По словам представителя организации, использование некачественного топлива может иметь ряд негативных последствий для общества: кареты скорой помощи и пожарные могут не доехать своевременно до нуждающихся в помощи людей.
По словам опрошенных экспертов, чем дольше затянется режим самоизоляции, тем больше независимых АЗС будут вынуждены закрыться, так как не выдержат налогового и кредитного бремени, затрат на аренды. Их могут выкупить крупные игроки на рынке. Если еще до недавнего времени автозаправочные станции имели неплохую маржинальность, то после снижения нормативов продаж, на рынке начали возрастать оптовые цены на бензин, что негативно сказалось на бизнесе независимых АЗС. Поддержать их после пандемии эксперты предлагают, снизив налоги на топливо.