Лучшие спектакли российских театров из разных регионов страны достигли охвата от несколько сотен тысяч до миллиона зрителей за показ.
Подведены итоги месяца ежедневных трансляций спектаклей в рамках всероссийской программы "Большие гастроли — онлайн", которая стартовала 26 марта, когда гастрольные туры отменились и театры приостановили работу из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности была создана программа трансляций спектаклей российских театров и всем желающим зрителям был предоставлен бесплатный доступ для их просмотра. Показы были запущены на официальных страницах «Большие гастроли» в Facebook, VK, Одноклассниках, а также в YouTube и на сайте БольшиеГастроли.РФ. Также были организованы ретрансляции в сетях многочисленных информационных партнеров проекта. Генеральный партнер — ИТАР-ТАСС, официальные партнеры — Телеканал «Россия-Культура», портал Культура.РФ, интернет-издание teatral-online.ru. Также спектакли можно увидеть на KudaGo, Ревизор.ру, "Культурный сезон на ОТР", в онлайн-кинотеатре Okko. Показы идут в режиме стриминга — в формате потокового онлайн-вещания. После трансляции видеозаписи сохраняются некоторое время на всех интернет-ресурсах.
Всего за месяц было показано 35 спектаклей 30 театров, расположенных в 23 городах, относящихся к 22 регионам. Зрительский охват составил 7 681 813 уникальных просмотров. География городов-участников простирается от Калининграда на западе до Хабаровска на Дальнем Востоке, от Архангельска на севере до Астрахани на юге. Представлены республики Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Дагестан. Также открыто зарубежное онлайн-направление. Национальный академический драматический театр им.М. Горького (Минск, Республика Беларусь) подготовил премьеру и провел читку спектакля "Пир во время чумы" из цикла "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина.
«Переживая тяжелый период самоизоляции, Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности вместе с театрами использует это время для открытия новых форм взаимодействия и возможностей. Как показал первый месяц созданного нами «виртуального» гастрольного тура, через онлайн-технологии нам удалось охватить миллионы зрителей, благодаря крупным информационным партнерам привлечь новую зрительскую аудиторию, через Интернет получить «живой» отклик, обратную связь с публикой и театрами со всех уголков страны. В ожидании восстановления театрального сезона, мы предоставляем возможность каждому театру быть увиденным сотнями тысяч зрителей, которые запомнят трансляцию спектакля и будут ждать его приезда в свой город, когда все обязательно наладится», — комментирует генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова.
— Более того, 20 апреля на базе отсмотренных спектаклей программы мы запустили конкурс театральных рецензий для молодых журналистов и критиков. Мы хотим открыть новые имена, услышать новые слова о театре как молодого поколения, так и профессионалов»
Абсолютным лидером показов среди взрослых театралов стал спектакль "Сердце не камень" по пьесе А. Островского театра "Et Cetera" п/р А.Калягина – 867 093 просмотра! Спектакль "Васса Железнова. Первый вариант", поставленный Малым театром по первому, менее известному варианту произведения Максима Горького, посмотрели 447 379 человек.
Также, стабильный интерес у публики вызывают спектакли на социальные темы. Трагикомедию "Тайм-аут" про поколение, чья юность пришлась на бурные девяностые, поставленную Тверским ТЮЗом, посмотрели 328 435 зрителей, а спектакль-модификацию "Герой нашего времени", в котором действие повести М.Ю. Лермонтова переносится в наше время (Астраханский драматический театр), вызвал интерес у 378 523 зрителей.
Стабильно высока аудитория любителей классических опер и балета. Так, балет "Вешние воды" Саратовского театра оперы и балета посмотрели 294 337 человек, оперу "Турандот" Московского музыкального театра "Геликон-опера" – 263 530 человек.
Среди детской аудитории наибольшим успехом пользовались народные и классические сказки. Лидером в этой группе зрителей стала прямая трансляция спектакля "Приключения Ашота-бедняка" Бурятского республиканского театра кукол "Ульгэр" (428 712 просмотров) и кукольный спектакль по сказке А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" Омского государственного театра куклы, актера, маски "Арлекин" (327 411 просмотров). Пантомима "Кот в сапогах" Екатеринбургского ТЮЗа собрала 248583 просмотра.
Программа «Больших гастролей-онлайн» собрана с расчетом на самую широкую аудиторию, как для взрослых, так и детей. Уже первые недели проекта показали, что зарубежная и русская классика пользуются популярностью у зрителей. Максим Горький и Эден фон Хорват, Михаил Булгаков и Эрнст Теодор Амадей Гофман, Михаил Лермонтов и Карло Гоцци, Иван Тургенев и Шарль Перро. Но безусловными фаворитами по-прежнему остаются У. Шекспир, А.С. Пушкин и А.Н. Островский.
Жанровое многообразие «Больших гастролей-онлайн» охватывает все пласты драматургии от мелодрамы и старого доброго водевиля до трагикомедии и драмы. Также в поле внимания зрителей оказались классические сюжеты и тексты, перенесенные в современную действительность. Так, например, действие спектакля "Герой нашего времени" (Астраханский драматический театр) с сохранением без купюр текста Лермонтова происходит в наше время. "Геликон-опера" в спектакле "Орландо, Орландо" создал новую реальность, объединив великолепное генделевское произведение и трагичную историю, случившуюся в Орландо (штат Флорида, США). Вызвал зрительский интерес также опыт Нижегородского театра драмы им. М. Горького, поставившего далекую от хрестоматийности, но не от Горького, пьесу "На дне".
Многообразна палитра красок и техник, используемых художниками-постановщиками в оформлении спектаклей. Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова, буквально следуя шекспировской фразе "и в смертной схватке с целым морем бед" в своем "Гамлете" заливает сцену несколькими тоннами воды. Неотъемлемой частью сюжета вода становится и в "Герое нашего времени". В оформлении сказочной поэмы "Руслан и Людмила" (Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин) одновременно используются рисунки А.С. Пушкина, взятые из оригиналов рукописей поэта, видео- и лазерные проекции.
Среди уже показанных спектаклей немало титулованных постановок. Так, пантомима "Кот в сапогах" (Екатеринбургский ТЮЗ) стал лауреатом Международного Большого детского фестиваля. Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр" за спектакль "Поющая стрела" завоевал премию "Золотая маска" сразу в двух номинациях. На эту престижную премию были номинированы спектакли: "Журавлиные перья" (Тверской государственный театр кукол), "Зимняя сказка" (ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург) и "На дне" (Нижегородский театр драмы им.М. Горького). Лидерами по числу номинаций стали спектакль «Мойры Петроградского района» (5 номинаций) Московского областного театра кукол и спектакли московского театра "Геликон-опера" "Орландо, Орландо" (6 номинаций) и "Турандот" - сразу 7 номинаций на "Золотую маску".
Программа состоит из трансляции как видеозаписей, так и прямых эфиров, когда актеры выступают в пустом зале специально для зрителей «Больших гастролей-онлайн». Так, Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности взял на себя организацию и финансовые расходы для прямой трансляции спектакля «Мойры Петроградского района» из Московского областного театра кукол. Прямые эфиры также организуются в регионах дирекциями театров. Так, при финансовой поддержке Федерального центра Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» показал в пустом зале спектакли «Эльфы, и тролли, и Волшебный шар» и «Приключения Ашота-бедняка».
«Большие гастроли-онлайн» с 27 апреля по 3 мая пройдут под знаком русской литературы. Малый театр представит свою версию повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Камерный драматический театр под руководством Б.И. Голодницкого (г. Кострома) обратился к одной из самых сильных и ярких повестей Николая Лескова - "Леди Макбет Мценского уезда". Герои чеховской "Дуэли" (Кировский государственный ТЮЗ "Театр на Спасской") мечутся в вечных сомнениях и настойчиво ищут свою правду. Архангельский театр драмы им. М.В.Ломоносова в спектакле "Гроза" по одной из самых известных пьес А. Островского даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. Для детской аудитории, безусловно, будут интересны "Сказка о рыбаке и рыбке" Кировского театра кукол им. А.Н. Афанасьева и сказочная опера "Морозко" Детского музыкального театр им. Н.И. Сац. Эти, такие разные и по жанру, и по манере исполнения, спектакли объединяют темы торжества справедливости, добра и трудолюбия над злобой, корыстью и ленью.