Posted 28 апреля 2020, 08:50
Published 28 апреля 2020, 08:50
Modified 7 марта 2024, 14:45
Updated 7 марта 2024, 14:45
Одесский врач Сергей Дибров собрал в своем блоге мнения европейских коллег по поводу пандемии и выяснил, что меры, которые принимаются против нее, не имеют никакого отношения к науке:
«В последнее время наблюдаю, как формируется общественное мнение: мол, все эти жесткие карантинные меры, которые губят экономику, придумали эпидемиологи, якобы чтобы спасти больше людей.
Это неправда.
На самом деле врачи-эпидемиологи (я подчеркиваю: "врачи-эпидемиологи", то есть специалисты в области медицины, которые имеют дело с реальными инфекционными болезнями реальных людей, а не “эпидемиологи”, которые видели только абстрактные цифры и математические модели) в большинстве своем в шоке от тех мероприятий, которые сейчас происходят якобы "для противодействия коронавирусу".
Я не раз приводил мнения украинских специалистов. И да, их ужасают неизбежные экономические последствия “карантина”, которые могут оказаться гораздо более смертоносными.
С ним солидарны коллеги из других стран. Врачи (то есть MD, которые минимум 6 лет изучали медицину, а не закончили годовой магистерский курс Public Health и стали чиновниками от здравоохранения) не стесняются публично критиковать сугубо политические решения, касающиеся противодействия пандемии. Вот типичные примеры.
Германия, директор медицинского центра в Гамбурге профессор Ansgar Lohse (MD) считает, что продолжение строгих мер приведет к экономическому кризису, который также унесет жизни людей (Die Fortdauer der strikten Maßnahmen würde zu einer Wirtschaftskrise führen, die ebenfalls Menschenleben kostet)
Израиль: бывший министр здравоохранения, профессор Yoram Lass (MD) заявляет: локдаун убьет больше людей, чем вирус (the lockdown will kill more people from depression than the virus).
Германия, патологоанатом Bodo Schiffmann (MD), которому запретили вскрывать умерших от COVID-19, уверен, что имеющихся данных по вскрытиям (шесть пациентов из Китая) явно недостаточно для выработки решений по эпидемии, которая убивает тысячи пациентов по всему миру и останавливает экономику целых стран (Es ist schon bemerkenswert, dass bei einer Seuche die über den ganzen Globus hinweg Tausende von Patienten dahin rafft und die Wirtschaft ganzer Länder nahezu zum Stillstand bringt, nur äußerst spärliche Obduktionsbefunde (sechs Patienten aus China) vorliegen)
Израиль: директор гериатрического центра Yoram Maaravi (MD) заявляет, что изоляция может убить больше пожилых людей, чем COVID-19.
Германия: главный патологоанатом Гамбурга профессор Klaus Püschel (MD) уверен, что “астрономический” экономический ущерб в результате такой борьбы с пандемией несопоставим с опасностью от вируса (Und der astronomische wirtschaftliche Schaden, der jetzt entsteht, ist der Gefahr, die von dem Virus ausgeht, nicht angemessen)
Швейцария: профессор Pietro Vernazza (MD) утверждает, что принятые меры не базируются на науке и должны быть отменены. Он предлагает защищать только группы риска, чтобы не наносить ущерб экономике. Более того, судя по его запросу, некоторые меры приняли только потому, что так поступили другие страны (Seine Nachfrage beim BAG habe gezeigt, dass die Entscheidung nicht auf wissenschaftlicher Basis erfolgt sei, sondern weil die anderen Länder diese auch durchgeführt haben). Он не претендует на истину, но говорит, что все-таки надо плотнее интегрировать научные факты в политические решения (Nicht dass ich schon weiss, was der richtige Weg ist, aber mindestens sollten wir die wissenschaftlichen Fakten besser in die politischen Entscheidungen einbinden).
Почему так происходит? Все просто. Планирование и реализация мероприятий по борьбе с коронавирусом в большинстве стран - вопрос сугубо политический, к которому медицинские специалисты имеют отдаленное отношение.
Кто-то возразит: мол, политики настолько же далеки от эпидемиологии, насколько эпидемиологи - от экономики.
Отмечу: врачи-эпидемиологи не претендуют на то, чтобы принимать экономические решения. Они не собираются регулировать тарифы, менять учетные ставки или устанавливать налоги. Зато они хорошо знают, насколько мощным оружием являются противоэпидемические меры, и помнят, что это оружие - обоюдоострое. Древний принцип "не навреди" здесь тоже действует.
Кроме того, врачи-эпидемиологи обязаны учитывать все факторы, которые напрямую влияют на заболеваемость и смертность. Статистическое влияние падения экономики на рост смертности известно: минус 10% ВВП - это плюс 5% умерших. В сегодняшней Украине это 30 тысяч смертей в год, если удастся зацепиться на 10%. В случае экономического краха ситуация станет еще печальнее. В начале 90-х в Украине ежегодно умирали на 150-200 тысяч человек больше, чем в конце 80-х.
К сожалению, нынешняя ситуация не новая и не сугубо украинская. О недопустимости отстранения врачей от борьбы с пандемией Европарламент говорил еще в 8 марта 2011 года в пункте 9 своей гневной резолюции по "свиному гриппу".
Поэтому, когда политики начнут искать крайних за то, что они натворили, не стоит клеветать на врачей-эпидемиологов. И не говорите, что вас не предупреждали.
P.S.
А всем арифметикам, бойко рисующим кривые заболеваемости и уверенно рассказывающим, как оно все будет через месяц и через полгода, я бы предложил для начала нарисовать график цены нефти или курса EUR/USD хотя бы на недельку или на две вперед. В эпидемиологии факторов, влияющих на процессы, пожалуй, побольше будет...».