В эфире ютуб-канала «Спец» он заявил, что меры поддержки, которые предложило правительство России, это «указивки», к которым плохо прислушиваются, и всего лишь какие-то примочки, а не серьёзное лекарство.
«Всё это выглядит пиар-акцией. Они, видимо, думают, что чем больше назовут мер, тем будет эффектнее. Но если вникнуть, то, например, прямых денежных субсидий почти нет. С отсрочкой по налоговым платежам более-менее разобрались, но по НДС никакой отсрочки не дали.
Когда в целом отсрочка закончится, на бедных налогоплательщиков сразу же навалится налоговая. И хотя сейчас нас уверяют в том, что это будет распределено по времени в течение года, я в это не верю.
Все эти меры похожи просто на какие-то примочки, которые нам дают вместо эффективного серьёзного лекарства.
С кредитными каникулами вообще интересная штука получилась. Это означает, что 25 марта президент в своём обращении к народу впервые зашёл на ту территорию, на которую не заходил в течение 20 лет своей власти. Он зашёл на территорию банковского сектора, Центробанка.
Этот момент я очень тогда зафиксировал. И сразу же начал следить за ЦБ. И заметил, что в это же время Центробанк стал вывешивать какие-то пресс-релизы. В частности, о деятельности коммерческих банков в условиях карантина. И никаких изменений в порядке начисления оплаты процентов и погашения долга в инструкции не было.
Фактически, возникла ситуация, когда надо было разобраться, а кто же, собственно, в доме хозяин. Такое произошло впервые.
Второй раз на подобный шаг дерзнул Мишустин: тоже что-то сказал по поводу кредитных каникул. И ему вообще ничего не ответили. Всё как-то спустили на тормозах, обтесали, и в итоге от кредитных каникул остались рожки да ножки.
Была ещё одна попытка что-то предпринять - под названием беспроцентные кредиты на выплату зарплат на карантинный месяц. Выделили несколько сот миллиардов рублей. Очень серьёзная сумма. ЦБ сказал, что мы выдадим кредиты коммерческим банкам. Но даже новый министр экономического развития Максим Решетников решил поинтересоваться, а как сами коммерческие банки отнесутся ко всем этим заявкам на беспроцентные кредиты на погашение обязательств по заработной плате.
В общем-то, всё это означало «от ворот поворот». Власть у нас никак не может понять, что заходит на чужую территорию, где действуют свои законы.
К настоящему времени ситуация такая: было подано бешеное количество заявок, а удовлетворено несколько процентов. Банки тоже можно понять. Хорошо, говорят они, беспроцентный кредит, предположим, дадим и будем работать за одну комиссию, но где же гарантия, что получим назад основную сумму долга?
Но всё это уже отдельный разговор, другая песня. По моим данным и ощущениям, через три месяца произойдёт уже банковский кризис. Поэтому, естественно банки всячески отпихиваются от того, что предлагают президент и премьер.
В общем, для того, чтобы бороться с кризисом, нужен один кулак, а у нас всё происходит врастопырку.
Очень поучительно и показательно то, что происходит сейчас в США. Как известно, там два института денежной власти – Федеральная резервная система, частная корпорация, и Федеральное казначейство или Минфин.
В конце марта они анонсировали, что вольют в американскую экономику 6 трлн долларов. Это 30 % ВВП США, что намного больше, чем весь годовой ВВП России.
Но самое интересное, что эти институты впервые работают в чётком тандеме!
На наших глазах рождается новая схема. Эти структуры понимают, что надо спасаться самим и надо спасать других. Поэтому они интегрировались, консолидировались и сейчас находятся в объятиях друг друга.
В американских СМИ уже пошли примерно такие заголовки: «Национализация федеральной резервной системы», «Приватизация американского казначейства» и так далее.
На самом деле, есть и третий участник – BlackRock, это крупнейший в мире финансовый холдинг. Он поставлен на управление новыми компаниями, которые будут получать деньги из бюджета для капитализации, а кредиты от ФРС. 1 доллар будет выделяться из бюджетных средств, а 10 долларов из ФРС. Вот так они и будут заливать американскую экономику.
Я не говорю, что это хорошо. Наоборот. Возникает очень парадоксальная ситуация. Компании будут набирать мусорные бумаги и через какое-то время окажутся на грани банкротства. Естественно, им на помощь придёт казначейство. И оно не будет считать деньги, потому что будет заимствовать их у ФРС.
Возникает замкнутый круг виртуальных денег. Но рано или поздно это кончится плохо, потому что когда-то надо будет из этого виртуально мира выходить. Но сейчас они действительно чувствуют себя комфортно.
И речь вовсе не о том, что нам надо следовать за этим дурным примером. Дело в другом: несмотря на многолетние коллизии и напряги между этими институтами денежной власти, сейчас они интегрировались.
Нам надо интегрироваться в конструктивном плане. Но ничего этого не происходит. Это хорошо видно в контексте тех указивок, которые даёт руководство страны.
Вывод простой: необходима кардинальная реформа нашей банковской системы. И первое, что надо сделать - отказаться от частных коммерческих банков.
Дело в том, что банковское дело - это эмиссия денег. И это святое дело, поскольку является прерогативой государства. Известная истина.
В общем, коронавирус заставил нас задуматься о том, в каком экономическом дурдоме мы живём.
Увы, наши руководители ничего этого не понимают, они растерялись. Они не понимают, как должна работать денежно-кредитная сфера.
Наш Центробанк - это филиал ФРС. Это почти как военная база США. А ей бесполезно давать указания. У них там, я бы так сказал, свои интересы и свои начальники. Коронавирусный ажиотаж - повод поразмышлять, где мы находимся и как нам выходить из этого тупика»