Сегодня по первоначальному указу президента в России должно было состояться всенародное голосование по поправкам в Конституцию. Но глобальная эпидемия коронавируса внесла свои коррективы во все мировые общественно-политические, экономические и правовые процессы. Дата голосования отложена на неопределенное время – до спада эпидемии.
В ЭИСИ сегодня еще раз обсудили, как могут быть организованы дальнейшие выборные процедуры в стране. Помимо конституционных поправок, напомним, на сентябрь был традиционно намечен Единый день голосования (региональные и местные выборы), а в 2021 году должен быть сформирован новый состав Госдумы.
Избирательное право во всем мире оперативно трансформируется под текущую ситуацию, на законодательном и технологическом уровне. Мировая практика на сегодня такова, что в большинстве стран выборы и референдумы не откладывают и не переносят.
Неделю назад отличилась Южная Корея, которая открыла избирательные участки для проведения парламентских выборов. Участки снабдили санитайзерами, а наряду с бюллетенями на входе гражданам выдавали медицинские маски. Последуют ли другие страны за этим примером или будут изобретать альтернативные формы волеизъявления: голосование по интернету, почте и т.п.?
В России помимо дискуссий – допустимо или недопустимо в период эпидемии переходить на дистанционное голосование, назревает еще два вопроса:
- как успеть с лета провести сразу две кампании (и по поправкам в Конституцию, и ЕДГ)? Это чревато сверхнагрузками для избиркомов и формализует сами выборы в сознании граждан.
- как успеть провести обязательные длительные партийные и агитационные процедуры перед ЕДГ?
- Чиновники и эпидемиологи в Южной Корее объявили о спаде эпидемии, и страна не просто организовала выборы, она зафиксировала высокую явку на уровне 66,2%. Дата всеобщего голосования была намечена на среду, но за несколько дней до этого уже шло дистанционное голосование по почте. Прийти на участок смогли даже ковид-положительные – для них в отдельные часы были открыты отдельные участки с обеспечением повышенных мер безопасности. И явка, и особый эмоциональный фон этих выборов, я думаю, стали еще и отражением желания граждан Южной Кореи таким образом отметить, зафиксировать окончание эпидемии, - говорит руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Солоколова.
В России окончательных решений не принято еще ни по одним предстоящим выборам. ЦИК и избиркомы на местах ждут особого распоряжения президента, основанного на данных эпидемиологов.
- Появляются заявления о переносе Единого дня голосования, но пока никаких объявлений в правовом поле об этом не делалось. Президент и ЦИК ждут прохождения пика заболеваемости, чтобы принимать какие-то решения. Нельзя сказать, что Южная Корея – страна с жестким тоталитарным строем должна стать примером для России. Опыт ряда стран, где выборы все-таки были проведены в условиях пандемии, говорит нам об отрицательных последствиях. Но сами по себе идеи о разработке систем электронного голосования, мобильного избирателя, думаю, заслуживают внимания на будущее. В условиях вынужденной долгой всеобщей изоляции взгляды на технологическое обеспечение выборов, конечно, будут переоценены, - говорит директор Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по правам человека Александр Брод.
Тем не менее, в России подготовка к голосованию по поправкам в Конституцию и к ЕДГ идет своими темпами. У граждан появляется больше времени для осмысления предлагаемых изменений в основной закон страны и усиления общественного контроля, необходимого для обеспечения прозрачности голосования, говорит эксперт. Несмотря на пандемию у граждан сохраняется высокое внимание к избирательным процессам.
ВЦИОМ сегодня обнародовал результаты своего мониторингового исследования о намерениях россиян принять участие в Общероссийском голосовании по вопросу внесения изменений в Конституцию России. Согласно их выводам, в голосовании приняли бы участие 52-54% имеющих право голоса, за поправки проголосовали бы 67-68%, если бы оно состоялось в ближайшие дни.
- Несмотря на все изменения планов, подготовка к голосованию и всем кампаниям идет. Совмещать или не совмещать голосование по Конституции и Единый день голосования, если карантинные меры затянутся на лето? Я считаю, что нельзя этого делать, и дело даже не в технологических сложностях, а в том, что принципиальная смысловая разница заложена в этих процедурах. Смешивать ни в коем случае не рекомендуется, иначе нарушается внутренняя политика этих двух событий, - говорит руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга», директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
Еще один важный нюанс, на который обращают внимание ответственные за избирательные процессы – это эмоциональный фон. Всем хотелось бы, конечно, звать людей на участки, когда эпидемия будет побеждена, говорит эксперт.
- Сегодняшние результаты ВЦИОМа говорят о ярко выраженном политическом запросе людей на волеизъявление по вопросу поправок в Конституцию. Угроза коронавируса не смогла отбить у общества желание проголосовать, и государству, конечно, надо эту волю реализовывать. Сопроводить всё это законодательными актами, ресурсами, технологиями – это является для нас сегодня важной компонентой. Готовность к организации голосования - высокая, и запустить процесс можно сразу с завершением эпидемии, - говорит управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев.
Вместе с тем, остается открытым вопрос о соблюдении при проведении региональных кампаний массы партийных процедур, предшествующих голосованию: выдвижение кандидатов, муниципальные фильтры, агитация, встречи с избирателями. Необходимо решать, как организовать их в условиях эпидемиологических ограничений.
- Выборы – это не только день голосования, это избирательные кампании. Если они скомканы и ущербны, если кандидаты не прошли через установленные регламенты, легитимность самих выборов ставится под вопрос. Меняется настроение у избирателей и степень доверия падает. Вопрос – совмещать не совмещать надо снимать, - говорит председатель правления «Центр политических технологий» Борис Макаренко. – Коллеги уже упоминали, что проведение двух голосований в один день требует некой их унификации, и в данном случае это невозможно. Кроме того, мобилизация всего населения два раза в год – это колоссальное напряжение для избиркомов, такого не было уже очень давно.
Для российского общества сложность перехода на дистанционные формы выборов обусловлена не только техническими причинами, но и ментальными, говорит эксперт:
- Нашим гражданам требуется всё, как положено: агитация, наблюдатели, очное присутствие, ритуал причастности к политическому событию. Учитывая именно этот фактор, а не технический, развернуть голосование по почте или надомное или через портал Госуслуг в короткие сроки будет очень сложно. За дистанционными формами, конечно, будущее. Но сегодня в нашем обществе в первую очередь стоит вопрос доверия людей к таким форматам. Дистанционные формы можно постепенно вводить лишь тогда, когда будет завоевано доверие.