Posted 22 апреля 2020, 12:09
Published 22 апреля 2020, 12:09
Modified 7 марта, 14:50
Updated 7 марта, 14:50
В издании Urban Studies опубликована совместная работа исследователей из Университета Линкольна (Великобритания) и Йоркского университета (Канада). Авторы показывают, как расширение городов, стирая границы между городом, пригородом и сельской местностью, создает условия для возникновения и распространения инфекций.
Ирина Зиганшина
Экономический рост и изменение рынков труда вызывают рост городов и миграцию людей из сельских районов. Особенно стремительно урбанизация происходит в развивающихся странах Азии и Африки, где на периферии городов быстро вырастают поселения, которые могут иметь разную форму: пригородные районы, лагеря беженцев, сообщества рабочих, живущих вблизи шахт или заводов…Именно эти пригородные районы, а не города, обычно становятся источником новых иливозвращающихся вспышек инфекций.
Особенно уязвимы эти поселения перед болезнями, источники которых – зоонозные вирусы, перескакивающие на человека с животных, поскольку на периферии контакт людей и домашнего скота с дикими животными, вырванными из природной среды,случается чаще.В пригородах произошли недавние вспышки атипичной пневмонии и вируса Эболы, которые затем распространились на более крупные города.
Зачастую такие районы густо населены, плохо спланированы, не имеют инфраструктуры здравоохранения и находятся вне поля зрения государственных органов. Транспортная доступность по всему миру улучшается, однакомедицинские клиники и чистая водапо-прежнему есть не везде. Из-за того что зачастую эти районы населяют маргинальные сообщества, находящиеся в тени, а юрисдикция городских и сельских властей размыта, при возникновении вспышек здесь не работает механизм быстрого реагирования.
В том, что города, обросшие пригородными поселениями, превращаются в экологические ниши для распространения инфекционных заболеваний, отчасти виноваты и ученые-эпидемиологи, чей специализацией является глобальная урбанизация: в своих исследованиях они традиционно фокусировались на болезнях городской бедноты вроде ожирения, а проблемам пригородов уделяли слишком мало внимания.