Выдающийся американский мыслитель Ноам Хомски (Чомски) тоже не оставил без внимания пандемию коронавируса, прокомментировав ситуацию в видеоинтервью. Главное, на что стоит обратить внимание в его словах состоит в том, что ничем не ограниченный капитализм по-прежнему способен стать источником неисчислимых бед. Примерно так сегодня и происходит в Америке.
О непомерных требованиях капитала
… Вирус, ответственный за SARS, был быстро идентифицирован. Вакцины были разработаны, но не прошли через этап тестирования. Фармацевтические компании проявили небольшой интерес: небольшую прибыль получаешь от того, что выделяешь средства на предотвращение некой ожидаемой катастрофы. Общий провал наглядно иллюстрирует самая серьезная проблема: нехватка аппаратов ИВЛ, которая заставляет врачей и медсестер принимать мучительное решение, кого убивать.
Администрация Обамы признавала потенциальную проблему. Он заказал высококачественные недорогие ИВЛ у небольшой компании, которая затем была куплена крупной корпорацией Covidien, а та отложила проект на полку, очевидно, потому что продукты могли конкурировать с ее собственными дорогостоящими ИВЛ. Затем они сообщили правительству, что хотят расторгнуть договор, потому что он не был достаточно прибыльным.
Пока что нормальная капиталистическая логика. Но в этот момент неолиберальная патология нанесла еще один тяжелый удар. Правительство могло бы вмешаться в ситуацию, но это запрещено действующей доктриной, высказанной Рональдом Рейганом: правительство - это проблема, а не решение. Так что ничего не поделаешь.
Мы должны остановиться на мгновение, чтобы рассмотреть смысл этой формулы. На практике это означает, что правительство не является решением, когда на карту поставлено благосостояние населения, но оно совершенно определенно является решением проблем частного капитала и корпоративной власти. Так решили при Рейгане и после не нашли необходимости пересматривать. Мантра «Правительство плохое» похожа на хваленую «свободный рынок» - легко искажается, чтобы приспособиться к непомерным требованиям капитала.
Неолиберальные доктрины введены и для частного сектора. Бизнес-модель требует «эффективности», то есть максимальной прибыли, а последствия - будь они прокляты. Для приватизированной системы здравоохранения это означает отсутствие резервных мощностей: достаточно просто работы в нормальных условиях, минимально, с серьезными затратами для пациентов, но с хорошим финансовым балансом и достойным вознаграждением за управление. Если произошло что-то неожиданное - «случилась неудача».
О том, как нажиться на опасности
Совсем недавно, 2 марта, администрация Трампа поощряла американские компании увеличивать экспорт медикаментов, особенно в Китай. Тем не менее, в этот период правительство США хорошо осознавало опасность COVID-19, включая вероятную потребность в дополнительных респираторах и масках.
Опубликованный в The American Prospect комментарий Дэвида Дайена: «Так производители и посредники сделали деньги в течение первых двух месяцев текущего года по транспортировке медицинских грузов из страны, а теперь они делают еще больше денег, возвращая их назад. Торговый дисбаланс получил приоритет над самодостаточностью и устойчивостью ».
О легкомыслии Трампа
Не было никаких сомнений насчет приближающейся опасности . В октябре исследование высокого уровня выявило природу пандемических угроз. 31 декабря Китай сообщил Всемирной организации здравоохранения о вспышке симптомов, подобных пневмонии. Неделю спустя он сообщил, что ученые определили источник как коронавирус и упорядочили геном, снова предоставив информацию широкой общественности. В течение нескольких недель Китай не раскрывал масштаб кризиса, утверждая позже, что задержка была вызвана неспособностью местных бюрократов информировать центральные власти, что подтверждают американские аналитики .
То, что происходило в Китае, было хорошо известно. В частности, американским спецслужбам, которые в течение января и февраля стучали в двери Белого дома, пытаясь дозвониться до президента. Но безрезультатно. Он либо играл в гольф, либо хвалил себя по телевизору за то, что сделал больше, чем кто-либо в мире, чтобы остановить угрозу.
Не только разведка пыталась разбудить Белый дом . Как сообщает The New York Times , «главный советник Белого дома Питер Наварро в конце января предупреждал чиновников администрации Трампа, что кризис с коронавирусом может стоить Соединенным Штатам триллионов долларов и подвергнуть миллионы американцев риску заболевания или смерти… подвергнуть опасности жизни миллионов американцев как показывает информация, поступающая из Китая».
Но безрезультатно. Месяцы были потеряны, в то время как Дорогой Лидер переворачивался и возвращался из одной сказки в другую - зловеще, с обожающей республиканской базой для голосования, похотливо приветствовавшей каждый шаг.
О европейском уроке
Большая часть Европы ослабла, но общество там отреагировало на напасть более организованно. В Германии самый низкий зарегистрированный уровень смертности в мире, благодаря наличию резервных мощностей. То же самое можно сказать о Норвегии и некоторых других. Европейский союз показал уровень своей цивилизации, когда более благополучные страны отказались помогать другим. Но, к счастью, они могли рассчитывать на то, что Куба придет помощь, предоставив врачей, а Китай - медицинское оборудование.
Об опасности неограниченного капитализма
Мы получили достаточно уроков о суицидальных особенностях неограниченного капитализма и о дополнительном ущербе, причиненном неолиберальной чумой. Кризис проливает яркий свет на опасности передачи принятия решений несостоятельным частным предприятиям, посвященным исключительно жадности, их торжественному долгу, как объясняли Милтон Фридман и другие светила, ссылаясь на законы разумной экономики.