Сергей Львов
Комменты тех, кто сам столкнулся с действиями силовиков, приводить не имеем права из-за большого количества ненормативной лексики и требований Роскомнадзора РФ к средствам массовой информации. Но и без них очевидно, что миллионы москвичей еще не пережили шок от коллапса, устроенного родной полицией 15 апреля. Тогда, напомним, пара миллионов человек не смогли попасть в метро и без всякой социальной дистанции толпились в очередях к турникетам. Сколько из них подхватили зловредный вирус - не знает ни Собянин, ни глава ГУВД Москвы Баранов.
И что характерно: никто из организаторов этой акции даже не извинился. Никто не ушел в отставку или на понижение. Власть тем самым однозначно показывает, что никакие "излишества" и перегибы в усмирении горожан не лишние. Приказ, словом, своих не жалеть!
И они - не жалеют.
Вчера, например, знакомая с запада Москвы написала: ее больного раком мужа 63 лет повязали на пути в аптеку, отвезли в отделение и выписали штраф. Причина в том, что муж прописан в своей квартире, а живет, как вы понимаете, с законной супругой, но без регистрации на новом месте.
Всего же за шесть дней с 10 по 16 апреля московская полиция составила около 12 тысяч протоколов за нарушение режима самоизоляции, а общая сумма штрафов составила около 50 миллионов рублей. В числе злостных нарушителей оказалась и пожилая женщина, которую наряд из 8 бойцов зверски заталкивал в полицейских автомобиль на виду у сына, и бездомный, которого оштрафовали на 4 тысячи за то, что шел к знакомой постирать вещи. Аргумент о том, что самоизолироваться бомжу просто негде, сочувствия и понимания у полицаев не вызвал.
Но показательная свирепость стражей порядка тоже ведь относительна. Вам штрафы не нравятся? Привоз в отделения с составлением протоколов? А в Индии вон полицаи без разговоров и протоколов дубасят народ палками!
Правда, радетели палочной дисциплины забывают сказать, что, пережив ужас первых дней карантина, народ в Индии стал собираться в кучи и забрасывать обидчиков камнями.
Очень не хочется, чтобы подобные инциденты пришли и в Россию. Повторяю: ОЧЕНЬ не хочется! И никому из горячих голов атаковать полицию или патрули Росгвардии НЕ СОВЕТУЮ.
Ведь есть же немало стран, где введены огромные штрафы за нарушения карантина. В Испании, скажем, оштрафована на 350 евро женщину, которая решила выгулять черепаху, а не собаку. Но там никто камни в полицию не бросает. Возможно, потому что в нормальных странах государство по максимуму компенсирует вынужденное безделие людей, а именно:
- в Болгарии правительство выделило средства для компенсации 60% зарплаты работникам, временно оставшимся без работы;
- в Дании государство взяло на себя 90% оплаты труда сотрудников компаний, оплату больничных, покрытие арендной платы и других постоянных издержек;
- в Ирландии власти направили 2% от своего ВВП только на то, чтобы люди не потеряли регулярные заработки: субсидирование до 70% оклада работников на время пандемии, оплату больничного по 350 евро в неделю;
- в Великобритании правительство объявило, что будет оплачивать 80% заработной платы работников в течение трех месяцев, установило налоговые каникулы и бесплатные гарантированные кредиты;
- в Австралии пакет экономических мер содержит выделение субсидий для выплаты зарплат в объеме, соизмеримом с 6,7% от ВВП страны;
- в Испании власти вводят безусловный базовый доход с предложением сохранить его и после завершения кризиса; ранее всем работникам, отправленным в отпуск без содержания, правительство гарантировало сохранение 70% от зарплаты...
Таким образом, действует общественный договор: вы, граждане, сидите дома, а мы, власть, о вас позаботимся.
На этом фоне меры финансовой поддержки неработающих граждан в России носят смехотворный характер. И что получается: пока миллионы людей проедают последние заначки, либо живут в долг по кредитным картам, российские силовики чувствуют себя в привилегированном положении. Зарплату им платят регулярно, надбавки и звания тоже идут своим чередом, пенсия в 45 лет обеспечена...Их служба, конечно, и опасна, и трудна, и порой она как будто не видна. В обычное время общество готово мириться с этим. Однако сегодня складывается новая "линия напряжения". Попытки ретивых правоохранителей превратить карантин в торжество тупой полицейщины могут привести к самым печальным эксцессам.
Вот почему задача власти и гражданского общества - пройти по лезвию бритвы, найти формы и методы взаимодействия, которые не позволят сорваться в неуправляемое пике.
Не очень понятно, правда, осознает ли эту угрозу сама власть на ее разных этажах и уровнях? Или кто-то еще пребывает в иллюзии относительно умиротворяющего действия непосильных штрафов и дубинок самой распоследней конструкции?